Достопримечательности города Железногорск-Илимский (Иркутская область)

Общая информация о городе Железногорск-Илимский

Железногорск-Илимский – город в Нижнеилимском районе Иркутской области. Город расположен в 16 километрах от реки Илим, в честь которой и был частично назван. Вторая часть названия происходит от горы Железной, у которой было обнаружено первое месторождение железной руды в районе, давшие городу толчок в развитии. От областного центра Железногорск-Илимский отделяет 850 километров по автомобильной трассе. Кроме федеральной дороги через город проходит линия железной дороги, в черте города функционирует аэропорт, из которого осуществляются регулярные рейсы до Иркутска. Город является центром Нижнеилимского района и относится к поселениям районного уровня.

Железногорск-Илимский

История города Железногорск-Илимский

История города начинается в XVII веке с основанием русскими казаками на реке Илим Илимского острога. Больше двух веков Илимск считался заштатным городом, население которого в лучшие времена не превышало тысячи жителей. При строительстве Усть-Илимской гидроэлектростанции бывший острог был затоплен и его истории не получила бы продолжения, если в 1948 году не было бы решено начать разведку месторождений железной роды у горы Железной. С началом разведывания месторождения у горы был основан поселок Коршуниха, позже получивший статус рабочего поселка и название Железногорск. Городской статус и название Железногорск-Илимский были получены городом в 1965 году, в этом же году начал свою работу первый горно-обогатительный комбинат. Город стал третьей крупной металлургической базой Восточной Сибири, строительство города продолжалось на протяжении почти десяти лет и считается одной из самых масштабных всесоюзных строек страны.

Экономика Железногорска-Илимского

Основой экономики города стала металлургическая промышленность, представленная Коршуновским горно-металлургическим комбинатом. На Коршуновском комбинате ведется добыча и обогащение железной руды, выпускается железнодорожный комбинат, из которого в дальнейшем вылавливают сталь. Сырьевой базой для промышленности является Коршуновское месторождение, но стоит отметить, что основная часть залежей уже выбрана. Кроме того, в городе успешно развиваются железнодорожная и энергетическая отрасли экономики. В городе расположена теплоэлектростанция, обеспечивающая теплом предприятия промышленности и объекты ЖКХ города. Железная дорога также играет немаловажную роль в экономике города. В Железногорске-Илимском действует железнодорожная станция, с которой осуществляется отправка полученного на комбинате концентрата, также действует ремонтное депо. В городе в основном ведется плановое обслуживание путей и железнодорожных тоннелей, проложенных через одну из гор Лено-Ангарского плато.

Достопримечательности Железногорска-Илимского

Центр Нижнеилимского района строился как промышленный город, где люди могут жить и работать с комфортом, и если во время строительства о привлечении туристов не задумывались, со временем город все-таки обрел свои скромные, но заслуживающие внимания достопримечательности. Одна из таких достопримечательностей мемориальный музей М. К. Янгеля, знаменитого конструктора, родившегося в деревне Зыряновка, расположенной неподалеку от города. В музее можно ознакомиться не только с историей города, но и коллекцией личных писем и фотографий академика. Любители активного отдыха также не сочтут, что поездка в Железногорск-Илимский прошла впустую – город со всех сторон окружен лесом и горами, на которых присутствие человека мало отразилось. Рядом с городом расположено популярное место сбора туристов – Артурова поляна, откуда начинаются все туристические маршруты Приилимья.

Железногорск-Илимский находится в Среднем Приангарье, в 1224 км к северу от областного центра по железной дороге и в 480 км по прямой. Через него проходит железнодорожная магистраль Тайшет Лена. Является административным центром Нижнеилимского района Иркутской области. Относится к городским поселениям районного уровня. Занимает площадь 27 км2 (2,7 тыс. га).

Рельеф

Город расположен в северной оконечности Лено-Ангарского плато, на высоте 430 м над уровнем моря, в 16 км от правого притока Ангары — реки Илим (отсюда название — Илимский).

Окружен холмистой, покрытой лесом местностью. Абсолютная высота окрестных возвышенностей достигает 610 м над уровнем моря. Перепад высот в пределах города — около 100 м. Одна из гор преграждает въезд в Железногорск-Илимский по железной дороге из Братска, сквозь нее проложен тоннель протяженностью 950 м.

Климат

Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Железногорске-Илимском составляет около 90 дней.  Первые заморозки фиксируются 10 сентября, последние — 29 мая.

Абсолютные значения температур в январе опускаются до -46 °С, а в июле поднимаются до +34 °С. Среднегодовая температура составляет -2,6 °С.

В среднем за год выпадает 470 мм осадков, из этого количества на май-август приходится 53 %.

Облик города

Железногорск-Илимский расположен на склонах возвышенностей наподобие амфитеатра. Застроен он преимущественно пяти- и девятиэтажными благоустроенными каменными домами. Сохранились микрорайоны с деревянной застройкой периода, когда Железногорск был еще рабочим поселком.

Город является центром железорудной промышленности на востоке страны. На его южной окраине расположено Коршуновское железорудное месторождение, карьер которого почти примыкает к жилым кварталам. Рядом находится Коршуновский горно-обогатительный комбинат — основное градообразующее предприятие Железногорска-Илимского. Он добывает руду и производит железорудный концентрат.

В северо-западной части города располагаются садово-огородные и дачные участки горожан.

Железногорск расположен у Коршуновского железорудного месторождения. Карьер, в котором добывается руда, примыкает к жилой застройке с юга. Рядом находится Коршуновский ГОК.

Население

До строительства горно-обогатительного комбината численность населения рабочего поселка Железногорск была небольшой. С середины 1960-х гг., после пуска Коршуновского ГОКа и получения Железногорском статуса города, она стала быстро расти. Положительная демографическая динамика сохранялась и в 1970-х гг. — за счет большого притока населения из других регионов страны на строительство БАМа.

Своей максимальной численности (33,5 тыс. чел.) город достиг к началу 1990-х гг. Затем население Железногорска стало сокращаться в результате как естественной убыли, так и отрицательной миграции.

В настоящее время в Железногорске-Илимском проживают 26,2 тыс. чел. (по состоянию на 2010 г.), или около 1 % населения Иркутской области. Основное занятие жителей — работа на Коршуновском ГОКе, железной дороге, в бюджетных учреждениях города.

Таблица 32. Динамика численности населения Железногорска-Илимского, тыс. чел.

История

Своим появлением и развитием Железногорск обязан Коршуновскому железорудному месторождению, железной дороге Тайшет-Лена и Коршуновскому ГОКу.

Железную руду в Приангарье обнаружили в XVII в. Ее изысканием в то время занимался русский рудознатец Шестак Коршунов. Его именем назван поселок Шестаково на берегу Илима (в 27 км от Железногорска-Илимского), где в 1647г. была основана первая в Сибири «государева домница». Производимые ею железные изделия поступали в Илимск, Усть-Кут и Верхоленск. Всего до революции в бассейне средней Ангары были открыты магнетиты Ермаковского, Кежемского, Долоновского, Краснояровского, Коршуновского месторождений, которые стали рудной базой для основанных вблизи Ангары Николаевского (построен в 1847г.) и Лучихинского (1895) железоделательных заводов, успешно работавших в Иркутской губернии до 1924 г.

Уже в советское время, с началом строительства магистрали Тайшет-Лена, в примагистральной полосе были развернуты геологические изыскания с целью расширения минерально-сырьевой базы данной территории и скорейшего вовлечения в народнохозяйственный оборот дополнительных высокоэффективных ресурсов.

В те годы ставилась задача возобновить металлургическое производство в Приангарье, разрушенное в послереволюционный период, сформировать здесь основу для создания третьей металлургической базы СССР.

Возможность развития в Приангарье крупного металлургического производства широко обсуждалась на Конференции по изучению производительных сил Иркутской области в 1947г. (данной теме посвятили одну из секций конференции). Было решено ускорить геолого-поисковые работы по формированию соответствующей минерально-сырьевой базы, обратив особое внимание на уже известные крупные проявления железосодержащих руд в Нижнеилимском районе.

Детальная доразведка подтвердила наличие здесь очень крупных запасов, и в 1948 г., во исполнение решений конференции, было объявлено об открытии крупного Коршуновского железорудного месторождения (месторождение, как и протекающая здесь речка, названо в память о Ш. Коршунове, который первым обнаружил в этом районе железную руду).

Вблизи месторождения был основан поселок геологов и строителей, также названный Коршуниха. Вскоре здесь проложили железную дорогу и открыли станцию Коршуниха-Ангарская. Для добычи и обогащения железной руды начали строить крупный ГОК, который должен был стать поставщиком сырья для будущего Восточно-Сибирского металлургического комбината, возвести который планировали в Тайшете.

В январе 1957 г. на станцию Коршуниха-Ангарская прибыл первый десант строителей. Началось возведение ГОКа. Вскоре поселок Коршуниха получил статус рабочего и был переименован в Железногорск.

С началом добычи руды и пуском ГОКа, в 1965 г., поселок преобразовали в город. К его прежнему названию добавили еще одно слово — «Илимский», указывающее на его местонахождение вблизи реки Илим (для отличия от другого города с таким названием, находящегося в Курской области).

Железногорск быстро рос и вскоре стал центром железорудной ленности Сибири. При этом Коршуновский ГОК по-прежнему рассматривался как начальное звено будущего металлургического комбината (который планировалось возвести в Тайшете). Экспертный совет Госплана СССР предлагал начать его строительство в 1971 г. с пуском первой очереди в 1978 г. и завершением всех работ в 1980 г.

На комбинате предполагалось  создать  коксохимическое производство,  наладить выпуск листового проката и стальных труб специальных сортов для быстро развивающегося в те годы нефтегазового комплекса Сибири, а также стальных конструкций для новостроек.

Таким образом, планируемый в Иркутской области металлургический комплекс предусматривал полный производственный цикл — от добычи руды и ее обогащения (в  Железногорске-Илимском) до выплавки высококачественной стали и изготовления различных металлоконструкций (в Тайшете). Планировалось также наладить производство ферросплавов и электросталей, легированных ниобием. Выпуск подобной продукции мог бы существенно снизить металлоемкость стальных изделий и улучшить качество отечественной машиностроительной продукции. Тем самым закладывалась инновационная основа для развития в Иркутской области мощного машиностроительного комплекса. К сожалению, эти грандиозные планы так и не были реализованы.

Тем не менее город продолжал развиваться. Устойчивая работа градообразующего предприятия, а также строительство БАМа позволяли быстро возводить жилье, сооружать уникальные даже по нынешним временам социально-культурные объекты, такие как кинотеатр «Илим» — первый широкоформатный кинотеатр в Иркутской области, плавательный бассейн «Дельфин» — один из крупнейших в Восточной Сибири, крытый ледовый корт, горнолыжную трассу и др. Для повышения надежности железнодорожных перевозок в 1973г. вблизи города был построен тоннель. Развивались и международные связи, были установлены побратимские отношения с японским городом Саката.

Являясь монопромышленным городом, Железногорск в полной мере ощутил на себе последствия экономических реформ 1990-х гг. Были приватизированы, а затем оказались в кризисе почти все промышленные предприятия города. Некогда успешно работавший ГОК сам стал нуждаться в помощи.

В 2003 г. на комбинат пришла группа «Мечел», и у градообразующего предприятия появились новые перспективы развития в составе крупной корпорации. Началось масштабное обновление техники и запуск новых производств. Со стабилизацией работы ГОКа у города тоже появились перспективы.

Таблица 33. Некоторые события истории Железногорска-Илимского

Ископаемые ресурсы

Рядом с городом находится Коршуновское железорудное месторождение. Оно приурочено к Ангарской железорудной провинции (к Ангаро-Илимской группе). Рудопроявление здесь связано с интрузией траппов. Рудные тела имеют форму неправильных жил и доступны для разработки открытым способом. Руда содержит около 25 % железа и легко обогащается. Ее балансовые запасы на Коршуновском месторождении сейчас оцениваются примерно в 100 млн. т, забалансовые — в 454 млн. т. Месторождение эксплуатируется Коршуновским ГОКом с 1965 г. Основная и наиболее доступная часть залежей руды в разрабатываемом карьере уже выбрана, а горно-технические и экономические условия ее добычи несколько снизились.

Экономика

Основой экономики Железногорска-Илимского является промышленность, представленная крупнейшим на востоке России предприятием горно-металлургического комплекса — ОАО «Коршуновский ГОК».

Комбинат добывает железную руду, обогащает ее и выпускает железорудный концентрат (основное сырье для выплавки стали). Проектная мощность ГОКа — около 6 млн. т концентрата в год. Он создавался для обеспечения сырьем Восточно-Сибирского металлургического комбината (ВСМК), размещение которого планировали в Тайшете. Но ВСМК так и не построили. Поэтому в качестве временной меры, учитывая, что действовавшие в то время металлургические предприятия в Новокузнецке не имели достаточной рудной базы, их стали снабжать Коршуновским концентратом (около 5 млн. т в год, расстояние перевозки — 1,6 тыс. км). После распада СССР, когда западносибирские металлургические предприятия утратили сырьевую базу в Казахстане, значение Коршуновского ГОКа в их сырьевом обеспечении еще более возросло.

Рудной базой для самого ГОКа является Коршуновское железорудное месторождение.

Для расширения сырьевой базы Коршуновского ГОКа в 1982 г. ввели в эксплуатацию Рудногорское, а затем и Татьянинское месторождения. В перспективе возможно еще большее увеличение рудной базы за счет освоения других месторождений Ангарской железорудной провинции.

В настоящее время Коршуновский ГОК занимает устойчивое положение на сибирском рынке железорудного сырья. На востоке России у него пока нет конкурентов. Сопоставимые по мощности производители железорудного сырья (Лебединский, Михайловский и Стойленский ГОКи) находятся далеко — в Центральном округе (в районе Курской магнитной аномалии), и они «завязаны» на металлургические комбинаты Европейской части России и Урала. Имеются также горнообогатительные производства в Северо-Западном округе (Ковдорский и Оленегорский ГОКи, предприятие «Карельский окатыш»), которые поставляют сырье для ОАО «Северсталь».

Энергетика

В городе расположена ТЭЦ-16, входящая в систему «Иркутскэнерго». Ее установленная электрическая мощность — 18 МВт, тепловая — 255 Гкал в час. В качестве топлива используются как азейский, так и жеронский угли. Электрическая мощность ТЭЦ сравнительно небольшая (в рамках региональной энергосистемы), а вот тепловая достаточно высокая, позволяющая надежно обеспечивать теплом и технологическим паром предприятия промышленности (67 % суммарного отпуска тепла) и объекты ЖКХ города (33 % отпуска тепла).

Транспортная доступность

Через город проходит железная дорога Тайшет-Лена с ответвлением Хребтовая-Усть-Илимск. Действуют железнодорожная станция Коршуниха-Ангарская и депо (все они входят в состав Восточно-Сибирской железной дороги).

С началом промышленной добычи железной руды к разрезу Коршуновского месторождения и Коршуновскому ГОКу проложены железнодорожные линии. Со станции осуществляется отправка железорудного концентрата.

Вблизи города в 1973 г. был построен железнодорожный тоннель. В июле 2008 г. параллельно ему проложен второй тоннель, взявший часть нагрузки и повысивший надежность железнодорожного сообщения на этом участке магистрали. Оба подземных железнодорожных коридора проходят под одной из вершин Лено-Ангарского плато и имеют протяженность по 950 м.

Автомагистраль областного значения Братск — Усть-Кут проходит севернее Железногорска. Город соединен с ней автодорогой Железногорск-Хребтовая (15 км). Имеется также автодорога, соединяющая город с поселками Коршуновским и Шестаково, а также с аэропортом.

Аэропорт Железногорска расположен в 12 км к югу от города. В советский период через него осуществлялось регулярное авиасообщение с областным центром и рядом других городов области. В середине 1990-х гг. авиаперевозки были прекращены, а аэропорт законсервирован. Попытки возобновить его работу в начале 2000-х гг. не увенчались успехом. Сейчас регулярных авиасообщений с Нижнеилимским районом нет. Авиаперевозки осуществляются из аэропортов соседних городов — Братска и Усть-Кута.

Таблица 34. Расстояние от Железногорска-Илимского до некоторых городов, км

*От станции Коршуниха-Ангарская.

**До станции Лена.

***До станции Анзёби.

ЖКХ

Общая площадь жилищного фонда в Железногорске-Илимском составляет 612 тыс. м2 (1,2 % жилищного фонда Иркутской области). Центральным отоплением, горячим водоснабжением, водопроводом и канализацией оснащено 96 % жилищного фонда. Газификации в городе нет. В квартирах установлены напольные электроплиты.

Социальная инфраструктура

В городе имеется несколько общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и дошкольного воспитания. Действует филиал Братского индустриального института.

Учреждения культуры представлены библиотечной системой, Историко-художественным музеем им. М.К. Янгеля (конструктора ракетно-космических комплексов, уроженца деревни Зыряновка Нижнеилимского района), а также Историко-литературным музеем им. А.Н. Радищева (отбывал ссылку в Илимском остроге).

Железногорск известен своими уникальными спортивными сооружениями. Здесь построен плавательный бассейн «Дельфин» — один из крупнейших в Восточной Сибири, имеющий 50-метровые плавательные дорожки и вышки для ныряния высотой три, пять, семь и десять метров. Проложена освещенная горнолыжная трасса с электрическим подъемником. Сооружен крытый ледовый корт. Действуют также два стадиона и спортивный зал.

Городское здравоохранение представлено центральной районной больницей, обслуживающей не только городское, но и сельское население.

Перспективы

Перспективы города могут быть связаны с возрождением идеи (забытой в период распада Союза и в последующие экономические кризисы) создания в Восточной Сибири крупной металлургической промышленности. Возможность налаживания в регионе крупного производства по выпуску высококачественной стали очень интересует быстро развивающийся Китай.

Читайте в Иркипедии:

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть