Достопримечательности города Усть-Джегута (Карачаево-Черкесия)

Город

Второй по численности населения город с населением более 30 тысяч человек расположен на правом берегу реки Кубани, в 8 километрах от Черкесска.

Город основан в 1861 году как станица 1935 года — это административный центр района, а в 1975 году станица преобразована в город районного подчинения.

Численность населения города составляет около 32 тысячи человек. Среди жителей — представители более 40 народов России. Здесь рядом в мире и дружбе живут русские и карачаевцы, абазины, черкесы, татары, армяне.

начинается Большой Ставропольский канал, есть железная дорога и несколько предприятий: завод железобетонных изделий, цементный завод, известковый завод, завод силикатного кирпича, агрокомбинат «Южный» по производству овощей и цветов.

Соборная мечеть

Одной из главных достопримечательностей является новая Соборная мечеть. Она расположена вдоль федеральной трассы, и, благодаря яркому архитектурному решению, хорошо заметна как для жителей , так и для гостей города. Главный минарет возвышается над землей на 41 метр.

Мечеть состоит из двух этажей, в ней предусмотрены мужской и женский залы, она может вместить более тысячи прихожан. Общая площадь здания — более 1500 квадратных метров. Строительство мечети велось на пожертвования простых верующих.

Месторасположение: вдоль федеральной автотрассы Черкесск—Домбай в центре Усть-Джегуты

Храм Архангела Михаила

храм был возведён в 1885 году и является основным религиозным сооружением Карачаево-Черкесии.

Построенный как станичная церковь, храм несмотря на лихолетья нескольких войн и революции смог сохранится до настоящего времени и продолжает действовать. Его история неразрывно связано с историей города, который в прошлом был казачьей станицей.

На основании Указа императора о создании охранных рубежей на юге государства, в 1825 году в верховье руки Кубань на постоянное место жительство переселились казаки Хоперского полка с семьями. После прибытия казаки приступили к возведению часовни, которую построили в течении года. Закладка каменного храма была осуществлена в 1879 году по проекту архитектора Вознесенского. В 1885 году строительство, длившееся шесть долгих лет, было закончено.

Новое религиозное сооружение было освещено в честь Святого Михаила Архангела. На территории вокруг храма разбили парк, в котором по традициям хоронили атаманов, старейшин и других почётных горожан. На колокольне было установлено 7 колоколов. В 1937 году во время сталинских репрессий храм был закрыт и лишь в 1943 году возобновил свою деятельность, которая продолжается по настоящее время.

Адрес: г. Усть-Джегута, ул. Шекута, 36

Мемориал павшим героям в Великой Отечественной войне

В городе бережно чтят память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Очень многие не вернулись с войны. В честь павших защитников Родины и увековечения их подвига 9 мая 1959 г. в парке был открыт памятник воинам Советской армии и партизанам, погибшим при обороне территории района. Установленная скульптура изображала воина с карабином, застывшего в почетном карауле и слева от него скорбящую мать погибшего солдата.

В 1978 г. произвели реконструкцию памятника. На месте прежнего захоронения установлена памятная плита с фамилиями погибших, возведен Мемориальный комплекс Славысвоинам, погибшим в Великой Отечественной войне, зажжен Вечный огонь.

Комплекс создавался на трудовые средства коллективов. В 1997 года мемориальный комплекс павшим был дополнен памятными досками из черного мрамора с именами погибших на фронте защитников Родины района.

В 2010 году была проведена очередная реконструкция Мемориала, а в феврале 2015 года на территории мемориального комплекса состоялось торжественное открытие часов обратного отсчета времени, в честь 70−й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

 Месторасположение: г. центральный парк

Как добраться до города Усть-Джегута

Из столичного аэропорта Шереметьево можно добраться до города Минеральные Воды, а затем на автомобиле или автобусе нужно преодолеть путь в 92 километра до Усть-Джегуты.

На автомобиле из Москвы можно добраться за 25 часов.

(Карачаево-Черкесская Республика), субъект РФ в составе Северо-Кавказского федерального окр. Территория – 14 277 кв. км. Центр – Черкесск. География. К.-Ч. расположена в сев.-зап. части предгорий Кавказа. На западе республика граничит с Краснодарским краем, на севере и северо-востоке – со Ставропольским краем, на востоке – с Кабардино-Балкарией, на юге, вдоль Главного Кавказского хребта,- с Грузией и Абхазией. На границе К.-Ч. с Кабардино-Балкарией находится самая высокая вершина Кавказа Эльбрус (5642 м). Главные реки – Кубань и ее притоки (Теберда, Б. Зеленчук и М. Зеленчук, Уруп, Б. Лаба).

Административное устройство. К.-Ч. включает 10 р-нов: Абазинский, Адыге-Хабльский, Зеленчукский, Карачаевский, Малокарачаевский, Ногайский, Прикубанский, Урупский, Усть-Джегутинский, Хабезский – и 2 города республиканского подчинения – Карачаевск и Черкесск.

История

Религия

Христианство в IX-XVIII вв. Церковное предание связывает проникновение христианства на территорию К.-Ч. и начало его распространения среди предков проживающих здесь народов с именем св. ап. Андрея Первозванного, посетившего эти земли в сер. I в. (Греческие предания о св. ап. Андрее / Ред.: А. Ю. Виноградов. СПб., 2005. Т. 1: Жития. С. 313). Согласно визант. Житию апостола, составленному Епифанием Монахом (1-я пол. IX в.), ап. Андрей и его ученик Симон проповедовали и совершали чудеса в Алании, городах Фуста и Химар. Епифаний Монах также сообщает о почитаемой в Химаре могиле некоего св. Максима. Вероятно, речь идет о св. Максиме Исповеднике, к-рый умер в ссылке в Лазике в 662 г. и место погребения к-рого из др. источников неизвестно (Белецкий, Виноградов. 2011. С. 16). В IV в. христианство значительно усилило свои позиции в черноморских греч. колониях и вслед за этим начало распространяться на Сев. Кавказе, в т. ч. среди жителей Зап. Алании – на территории К.-Ч. В этой части Аланского гос-ва, граничившей с Абхазией и имевшей выход к черноморским портам через перевалы Клухорский и Санчар, христианство распространялось наиболее успешно. Арм. хроника Агафангела (V в.) сохранила свидетельство о крещении некоего князя алан св. Григорием Просветителем в нач. IV в. Из арм. агиографических рассказов «Мученичество Воскеянов» и «Мученичество Сукиасянов» (V в.) известно о гибели ряда алан, принявших христианство, от рук их соотечественников. Подтверждением существования христ. общин в регионе до массового крещения алан в нач. Х в. служит крест с греч. надписью VIII в., обнаруженный на Рим-Горе вблизи совр. с. Учкекен Малокарачаевского р-на, а также христ. кресты, высеченные на стенах 5 катакомб VIII-IX вв. в могильнике у с. Песчанка близ Нальчика в Кабардино-Балкарии.

Христианство восстановило свои позиции в Зап. Алании, видимо, уже в 50-х гг. X в. Визант. имп. Константин VII Багрянородный (944-959) в трактатах «Об управлении империей» и «О церемониях византийского двора» упоминает правителя Алании с новым и высочайшим титулом эксусиократора и предписывает обращаться к нему как к «духовному сыну» визант. императора. Возобновление проповеди христианства и новое византийско-аланское сближение были, вероятно, не только следствием желания алан освободиться от хазарского контроля, но и результатом ослабления Хазарии, к-рая немного позднее, в 965 г., потерпела первое серьезное поражение от рус. кн. Святослава Игоревича. Чтобы упрочить союз с аланами, Византия в сер. X в. подняла статус правителя Алании, сделав его из архонта эксусиократором и одновременно повысила значение местной Церкви. Аланская архиепископия получила статус митрополии, заняв в списках кафедр К-польского Патриархата 61-е место (сразу после Киевской митрополии). Политическая подоплека этого церковного решения косвенно подтверждается тем, что Аланская митрополия в X-XII вв. не имела подчиненных епископских кафедр, это специально отмечено в 13-й нотиции К-польского Патриархата (XII в.; Darrouzès. Notitiae. P. 367).

Возможно, 1-м Аланским митрополитом с нач. 50-х гг. X в. был Игнатий (печать Аланского митр. Игнатия, к-рую ранее относили к рубежу X и XI вв., В. Зайбт предложил датировать сер. Х в. или раньше – Белецкий, Виноградов. 2011. С. 43). Преемником Игнатия, по-видимому, был митр. Феодор, упомянутый в греч. надписи из Сентинского храма 965 г.: «Освящен, обновлен храм Пресвятой Богородицы в царствование Никифора, императора и кесаря (?), и Давида, эксусиократора Алании, и Марии эксусиократориссы 2 апреля, в день святой Антипасхи (?), рукою Феодора, освященного митрополита Алании, в 6473 году от сотворения мира. Написано рукой… апокрисиария Патрикия» (Там же. С. 44, 241-245). В Сентинском храме обнаружено богатое захоронение с визант. вещами, рядом с храмом находится уникальный для Кавказа мавзолей Х в. Здесь, по всей видимости, сформировался родовой некрополь аланской знати, возможно семьи эксусиократоров, и освящение храма имело особое значение. В этом контексте прибытие имп. апокрисиария, выполнившего надпись, выглядит неслучайным. Известны имена 3 Аланских митрополитов 2-й пол. Х в.: Игнатий (сер. X в.), Феодор (упом. в 965) и Николай (упом. в 997/8), а также эксусиократоров супругов Давида и Марии, к-рым оказывал содействие в постройке Сентинского храма визант. имп. Никифор II Фока

XI век стал временем стабильности для Аланской Церкви. В этот период упрочились политические и династические связи между правосл. гос-вами Аланией, Картли и Византией. О положении Церкви в Алании свидетельствует прежде всего сложившаяся традиция богослужения в храмах Х в. В Сентинском храме с 965 г. до рубежа XI и XII вв. живописная декорация обновлялась трижды и каждый раз усложнялась. В последней декорации кон. XI в. использована разработанная в том же столетии визант. схема росписи крестово-купольного храма. О том, что церковная жизнь шла в нач. XI в. и на Нижнеархызском городище, свидетельствует каменный крест 1012/13 г., найденный рядом с Северным храмом (крест не является надгробием, скорее всего это памятный знак). У Сентинского храма жизнь продолжалась и при монголах (рядом с памятником раскопано помещение XIII-XIV вв.), а рядом с Северным Зеленчукским храмом захоронения совершались вплоть до XV в. Руины храмов XI-XII вв. обнаружены на территории Адиюхского (в 2 км от аула Хабез Хабезского р-на) и Кяфарского городищ, Малозеленчукского городища на р. М. Зеленчук (близ совр. аула Псаучье-Дахе, Хабезского р-на), в Гилячском ущелье и на р. Амгата (Там же. С. 57, 287-307). Ок. 1105 г., в период Патриаршества в К-поле Николая III Грамматика, к митрополии Алании было присоединено архиепископство Сотириуполь, кафедра была перемещена в Сотириуполь – на Черноморское побережье М. Азии, епархию возглавил Иоанн Монастериот. В 1170 г. в визант. источниках упоминается Аланский митр. Георгий.

В XIII в. положение Алании изменилось: нападения монголов вызвали массовое переселение алан в горы и за Кавказский хребет. Аланская держава распалась, во 2-й пол. XIII в. в Вост. Алании, по всей вероятности, было уже 2 царя. Ослабление визант. влияния привело к появлению в регионе посланников из Ватикана. Основными проводниками католичества в XIII-XIV вв. здесь были генуэзцы, к-рые владели торговыми факториями в Крыму и на Сев. Кавказе и уже в XII в. плавали по р. Кубани. Местные народы вели с ними торговлю через перевалы Клухорский и Нахар, где тогда пролегал генуэзский торговый путь. Генуэзцы, вытеснив византийцев, создали ряд своих колоний, построив в них церкви. Большие колонии были в верховьях Кубани, у совр. аула Хумара в Карачаевском р-не и у Рим-Горы вблизи с. Учкекен.

В результате похода Тамерлана в кон. XIV в. гос. и церковные институты Алании были окончательно разрушены, территория обезлюдела. После захвата Сотириуполя турками кафедра митрополита Алании переместилась в Трапезунд (1386-1461), затем в Севастию (совр. Сивас, Турция). Во 2-й пол. XV в. османы овладели К-полем и большей частью Причерноморья. Прекращение богослужения и утрата клира в Алании тем не менее не привели к полному исчезновению в регионе христианства, к-рое оставило следы в культуре народов К.-Ч. Наименования месяцев карачаево-балкарского народного календаря содержат имена христ. святых. У карачаевцев и балкарцев соблюдали обряды, связанные с почитанием св. Марии и св. Василия. В XVIII в. сохранялось почитание Шоанинского и Сентинского храмов. На стенах Шоанинского и Среднего Зеленчукского храмов процарапаны фамильные тамги. Тамга отмечена также в Сентинском храме, возле северного входа, рядом с изображением св. Мины. Эти родовые знаки на стенах аланских церквей (как, видимо, и араб. надписи) следует датировать XVIII – нач. XIX в. В то время распространение ислама на Сев.-Зап. Кавказе шло медленно, сохранялось почтительное отношение к древним храмам. У большинства народов региона известны предания о некогда проживавших там греках, с к-рыми связывали строительство древних церквей. В верховьях Зеленчука и Кяфара развалины древних построек называли «домами эллинов» (Коков Д. Н. Кабардинские географические названия: Краткий словарь. Нальчик, 1966. С. 153). Ко 2-й пол. XIX в. уважение к правосл. храмам у коренного населения исчезло, что отмечал в 80-х гг. XIX в. Ставропольский и Екатеринодарский еп. Владимир (Петров). В быту адыгов почитание креста продолжалось до ХХ в. В черкесском языке сохранился значительный пласт христ. лексики, в частности названия христ. праздников. Распространенные черкесские фамилии Шогенов и Карданов образованы от слов «шоджен» – священник и «къардэн» – диакон. Черкесские названия дней недели связаны с христ. лексикой. Черкесы почитали Иисуса Христа и христ. святых.

В нач. XVIII в. Османская империя приняла решительные меры по разрушению российско-кавказских культурных связей и утверждению своей гегемонии в регионе. С этой целью была проведена исламизация северокавказских народов. С кон. XVIII в. носителями христианства на территории К.-Ч. остались казаки, рус. переселенцы-крестьяне и осетины, распространение христианства с тех пор было связано исключительно с Россией и ее кавказской политикой.

Истинно православные христиане. В 20-х гг. XX в. в Армавирском окр. были отмечены имяславцы (см. Имяславие), впосл. отождествившие себя с истинно православными христианами. В 1961 г. сторонники Истинно православной Церкви были зафиксированы в селах Курджиново, Уруп, Псемен, Маруха, станицах Кардоникской, Зеленчукской.

В 1992 г. в ст-це Зеленчукской появилась община Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), к-рую возглавил бывш. настоятель Ильинского прихода в Н. Архызе свящ. Виктор Бойко. Сменив неск. юрисдикций (РПЦЗ, «Российская православная автономная церковь» («суздальский раскол»)), община присоединилась к «Истинно православной церкви Рафаила», а ее настоятель Бойко в 2005 г. стал «епископом Зеленчукским», в 2008 г.- «епископом Кубанским и Донским».

В наст. время в К.-Ч. действуют 3 незарегистрированных общины Истинно православной Церкви.

Армянская Апостольская Церковь. Первое компактное поселение армян в К.-Ч. известно с нач. ХХ в.- хутор Армяновка, или Новогеоргиевский (ныне в черте с. Дружба Прикубанского р-на), в к-ром в 1920 г. насчитывалось 160 жителей. Община Армянской Апостольской Церкви Сурб Геворг (св. Георгия) была создана в 2004 г., в Черкесске действует часовня.

Протестантские церкви, деноминации и секты. Ок. 5% верующих в К.-Ч.- представители различных направлений протестантизма, который проникал сюда вместе с иностранными колонистами и религ. диссидентами, привлеченными удаленностью региона от европейских центров.

В сер. XIX в. ок. 100 лютеран – выходцев из Эстонии образовали хутор Эстонский в 15 км от ст-цы Зеленчукской (с ними в 1875 вел миссионерскую работу настоятель Зеленчукского прихода свящ. Гавриил Ивинский, вслед. чего несколько семей присоединились к православной Церкви – Кавказские ЕВ. 1875. № 2. С. 65-66). После 1917 г. хутор прекратил существование. Создание лютеран. общины в К.-Ч. на рубеже XX и XXI вв. связано с активизацией в 90-х гг. XX в. местной немецкой диаспоры. В республике была образована культурная автономия немцев, в 2000 г. зарегистрирована лютеранская организация, которая поддерживает отношения с Синодом Евангелическо-лютеранской церкви в России.

В нач. ХХ в. в К.-Ч. появились баптисты. К 1926 г. здесь насчитывалось 7 баптистских общин, объединявших 508 членов, также имелось 3 группы (90 членов) «сухих баптистов», не признававших водного крещения. В это время баптисты создали управленческую структуру, в основных чертах сохранившуюся до наст. времени. Местные баптистские общины входили в Кавказский отдел Всероссийского союза баптистов, центр отдела располагался в Пятигорске. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны началась регистрация баптистских групп, уцелевших после репрессий 20-30-х гг. XX в. В сент. 1945 г. была зарегистрирована община в ст-це Усть-Джегутинской, в авг. 1946 г.- община в ст-це Зеленчукской, в сент. 1946 г.- община в г. Клухори (Карачаевске). К 1957 г. в области действовало 5 зарегистрированных баптистских орг-ций (в вышеназванных поселениях и на хуторе Аленовском). В 1960 г. в баптистской среде произошел раскол, вызванный непризнанием мн. верующими нового Положения Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) и инструктивного письма, в к-рых предписывалось сократить активную деятельность верующих и запретить крещение несовершеннолетних. В 1968 г. в Карачаево-Черкесской автономной обл. на 4 зарегистрированных общины баптистов с 200 членами приходилось такое же количество протестных сообществ инициативников, входивших в Совет церквей евангельских христиан-баптистов, примерно с тем же количеством прихожан. Инициативники, принципиально не регистрировавшиеся, до кон. 80-х гг. XX в. подвергались жесткому давлению властей. Их общины продолжают действовать в Черкесске, Карачаевске и Усть-Джегуте.

Либерализация государственно-конфессиональной политики в 80-х гг. XX в. способствовала активизации деятельности баптистов. Стали проводиться евангелизационные кампании, благотворительные концерты, массовые крещения в открытых водоемах. В наст. время в республике существует 14 общин ЕХБ, 8 из них зарегистрированы, 6 имеют статус религ. группы. 10 общин входит в Российский союз ЕХБ, 3 группы инициативников – в Международный совет церквей ЕХБ, 1 группа – в Евангельский христианский миссионерский союз. В Черкесске и Карачаевске действуют небольшие незарегистрированные общины инициативников.

В послевоенный период в Черкесске, ст-це Зеленчукской и на хуторе Аленовском была зафиксирована нелегальная деятельность христиан веры евангельской (пятидесятников). В 1988-1989 гг. пятидесятническая община Черкесска почти в полном составе (108 чел.) уехала в США и Канаду. В 90-х гг. XX в. в республике появились харизматические неопятидесятнические орг-ции. В настоящее время в республике действуют 3 зарегистрированные и 7 незарегистрированных пятидесятнических общин. Из них 4 общины входят в Российский объединенный союз христиан веры евангельской, 2 общины – в Объединенную церковь христиан веры евангельской, 1 община – в Ассоциацию христиан веры евангельской «Церкви веры», 1 орг-ция – в «Ассамблею Бога».

Свидетели Иеговы появились в К.-Ч. в кон. 1967 – нач. 1968 г., когда в регион из Иркутской обл. и Красноярского края прибыло ок. 70 иеговистов, в основном выходцев из Зап. Украины, поселившихся в пос. Курджиново (Урупского р-на). Переселенцы установили связи со своими единоверцами на Ставрополье и в Краснодарском крае и развернули широкую агитационную работу. В 1994 г. была зарегистрирована община в пос. Курджиново, в 1998 г.- в Черкесске. Построено 3 молитвенных дома («залы царств»): 2 в Курджиново, 1 в Черкесске.

Деятельность адвентистов седьмого дня впервые была зафиксирована в Черкесске в 1957 г. В 1961 г. в городе появились группы адвентистов-реформистов, в 1978 г. в республике проживало несколько последователей этого течения. Община адвентистов зарегистрирована в К.-Ч. в 1995 г.

Ислам. Относительно раннее появление ислама на территории К.-Ч. подтверждают найденные в Н. Архызе 2 каменных надгробных плиты 1044 г. с надписями на араб. языке: «Нет Бога кроме Аллаха». На юж. окраине Усть-Джегуты сохранились развалины строения, предположительно мусульм. мавзолея, с араб. надписями XIII-XIV вв. Однако ислам не получил широкого распространения в христианизированном Аланском гос-ве. Активная исламизация народов Сев. Кавказа связана с политикой Османской империи. В 1641 г. Э. Челеби писал о медленном распространении ислама среди абазин, карачаевцев и кабардинцев на В. Кубани и Куме, остававшихся большей частью язычниками. Наиболее активно к исламу приобщались адыги, абазины и карачаевцы в XVIII-XIX вв., когда присутствие Турции на Кавказе было наиболее значимым. В кон. XIX – нач. XX в. ислам сыграл положительную роль в развитии культуры народов совр. К.-Ч., в школах при мечетях детей учили грамоте.

В 1920 г. на Сев. Кавказе утвердилась советская власть, но политика воинствующего атеизма не сразу затронула горские аулы. Пытаясь найти поддержку среди горцев, новая власть сохраняла нек-рое время шариатские суды, не закрывала мечети и религ. школы, привлекала к сотрудничеству мусульм. духовенство. Во властных структурах Карачаевского окр. в 1920-1922 гг. имелись специалисты по шариату. В 1927 г. в Карачаевской и Черкесской автономных областях служили 427 представителей мусульманского духовенства, функционировало 118 мечетей, 8 низших и 17 средних религ. школ с ок. 200 учащимися. Мусульмане составляли 97,2% населения Карачаевской обл. и 99,9% населения Черкесской обл.

После окончания Великой Отечественной войны в нек-рых аулах было разрешено открыть мечети. В 1957 г. в Карачаево-Черкесской автономной обл. действовало 15 мечетей: в аулах Псыж, Кара-Паго, Бесленей, Инжичишхо, Эрсакон, Вако-Жиле, Новокувинский, Эркен-Халк, Эркен-Юрт, Икон-Халк, Апсуа, Абаза-Хабль, Адыге-Хабль, Красный Восток, Хумара. С кон. 50-х гг. XX в. власти не регистрировали новые религиозные организации, в течение многих лет количество официально действующих мечетей в области не превышало полутора десятков. Религиозная жизнь, сохранявшаяся в первую очередь на бытовом уровне, стала нелегальной. Если в 1960 г. на 15 официально действующих общин приходилось 10 неформальных «кладбищенских» мечетей, то в 1976 г. на 16 зарегистрированных мечетей приходилось уже 49 незарегистрированных мусульм. групп. Отсутствие регистрации не означало, что община существовала в подполье: практиковались публичные богослужения (во время праздников ураза-байрама и курбан-байрама), похоронно-поминальные обряды. В 1981 г. в Карачаево-Черкесской обл. имелось 12 легальных мусульм. общин. В 1944-1989 гг. мусульм. общины К.-Ч. входили в Духовное управление мусульман Сев. Кавказа, управлял мусульманами области кадий по Ставропольскому краю.

В кон. 80-х гг. XX в., в ходе возрождения религ. жизни в стране, в К.-Ч. был зарегистрирован ряд мусульм. орг-ций и групп. В 1989 г. в регионе насчитывалось 26 легальных общин. В 1990 г. на 1-м съезде мусульман К.-Ч. и Ставрополья был учрежден самостоятельный духовный центр – казият, годом позже преобразованный в муфтият – Духовное управление мусульман Ставропольского края (с 1992 Духовное управление мусульман К.-Ч. и Ставрополья). В 1993 г. открылся Карачаево-Черкесский ислам. ин-т им. имама Абу Ханифы, главной задачей которого является подготовка мусульм. духовенства. В 2010 г. мусульмане Ставропольского края образовали собственный муфтият, разделение было подтверждено на 8-м съезде мусульман К.-Ч. и Ставрополья, прошедшем в марте 2011 г. и утвердившем новое название муфтията для К.-Ч.- Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесской Республики. В 1989-2011 гг. количество ислам. орг-ций в регионе увеличилось с 24 до 110, построено ок. 100 мечетей. Основная масса мусульман К.-Ч.- сунниты (см. Сунна), последователи ханафитского мазхаба. Есть последователи суфизма, салафизма. На территории республики известны могилы мусульм. святых – зияраты, наиболее почитаемые из к-рых расположены у аула Хурзук и в Тебердинском ущелье.

С 90-х гг. XX в. на территории К.-Ч. действует религ. экстремистское подполье. Большой общественный резонанс получили убийства в 2006 г. имамов Абдулкерима Байрамукова, Исмаила Батчаева и Абубекира Курджиева, а также убийство в 2009 г. ректора Карачаево-Черкесского ислам. ин-та Исмаила Бостанова. Для предотвращения терактов и розыска членов подполья в отдельных районах республики неоднократно объявлялся режим контртеррористической операции.

Иудаизм в К.-Ч. исповедуют преимущественно горские евреи (самоназвание – джури или джухири). Присутствие на территории К.-Ч. последователей иудаизма в эпоху раннего средневековья подтверждается источником Х в. по истории Хазарии – «Кембриджским документом», где сообщается о соблюдении некоторыми аланами «иудейского закона». Есть основание предполагать сохранение иудейской общины в посталанский период. По утверждению кубанского историка Ф. А. Щербины, евреи селились в верховьях Кубани и в Закубанье до начала активной российской колонизации региона. После окончания Кавказской войны жившие в разных аулах горские евреи образовали пос. Джегонасский вблизи ст-цы Усть-Джегутинской. Ставропольский еп. Владимир (Петров) в 1886 г. отметил, что в Джегонасском насчитывалось 40 домов горских евреев и 10 домов рус. жителей; у горских евреев была деревянная синагога, в к-рой служил раввин. В 1915-1918 гг. большая часть евреев переселилась из поселка, его стали заселять карачаевцы, еврейская община существовала здесь до 20-х гг. XX в. В 2003 г. в Черкесске была создана иудейская религ. орг-ция «Лехаим», вошедшая в Федерацию евр. общин России.

Новые религиозные движения представлены в К.-Ч. рядом организаций и групп, по большей части зарегистрированных как общественные орг-ции. Первые последователи международного об-ва «Сознание Кришны» появились в К.-Ч. в 1982 г.: переселенцы из Ставрополя, Москвы и др. городов обосновались в селах Курджиново, Псемен и пос. Рожкао Урупского р-на; к 1984 г. число адептов достигло 40. В 1993 г. деятельность кришнаитов активизировалась, наметился рост числа приверженцев учения, в основном за счет приезжих. В Урупском р-не зарегистрированы 2 религиозные организации кришнаитов (в Курджинове и на хуторе Ершов), в Черкесске – 1 общественная орг-ция. Немногочисленная группа последователей эзотерического движения «Хранители пламени» («Церковь вселенская и торжествующая») существует на территории республики с 1994 г., в 1998 г. зарегистрирована общественная орг-ция «Карачаево-Черкесский культурно-просветительский духовный центр «Хранители пламени»». Помимо регулярных богослужений группа проводит семинары. Приверженцы целительского культа рэйки появились в республике в 90-х гг. XX в., известны 2 незарегистрированные группы. Группа «анастасийцев» была организована в Зеленчукском р-не в 2007 г.: адепты из числа жителей ст-цы Зеленчукской попытались создать экологическое поселение «Ладное», состоящее из «родовых поместий», с целью «возвращения к естественному образу жизни». Идея не получила поддержки населения, после чего активность группы снизилась.

Прекратившие существование религиозные группы. В нач. XX в. в регионе было отмечено неск. религ. движений, ныне в К.-Ч. не существующих: небольшие общины старообрядцев (см. ст. Старообрядчество), сообщества хлыстов, молокан, ильинцев, имяславцев, иоаннитов. Нек-рые группы сохранялись во 2-й пол. XX в.

Сообщения о старообрядцах в Курджинове относятся к 1961 г., в документах 70-80-х гг. XX в. говорится о старообрядческих семьях в Черкесске, Усть-Джегуте и Урупском р-не. После изгнания имяславцев с Афона в 1913 г. до нач. 30-х гг. XX в. Кавказ, в т. ч. территория К.-Ч., был центром имяславческого движения. После закрытия Александро-Афонского Зеленчукского монастыря (ок. 1918) группа монахов-имяславцев жила в Георгиевском скиту при Шоанинском храме. В 20-х гг. XX в. имяславцы были отмечены в Армавирском окр., в 1957 г.- в Черкесске, с. Маруха и в ст-це Исправной. В 60-х гг. XX в. упоминания о них в офиц. документах прекратились. В 1957 г. ок. 30 хлыстов были зафиксированы в Черкесске и неск. человек в ст-це Усть-Джегутинской. Джегутинская община в 60-х гг. XX в. не упоминается, Черкесская продолжала существовать, сохраняя численность в пределах 40-50 чел., в 70-х гг. упоминаний о ней нет. В 1957 г. деятельность ильинцев была отмечена в Черкесске и ст-це Усть-Джегутинской. В 1964 г. прошел крупный процесс по делу Северокавказского братства ильинцев, в 1976-1978 гг. было зафиксировано активное распространение ильинцами лит-ры, в кон. 80-х гг. молитвенные собрания в секте уже не проводились.

Памятники архитектуры и монументальной живописи

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть