Достопримечательности города Советская Гавань (Хабаровский край)

В рубрике «Малые города» сегодня — конечная станция Байкало-Амурской магистрали. Это Советская Гавань Хабаровского края. Этот город строили и узники ГУЛАГа, и японские военнопленные. А банки с красной икрой там расставляют прямо на тротуарах.

Это и есть самый настоящий край земли. Здесь заканчивается Байкало-Амурская магистраль. И все здесь — советское. Вот — гостиница «Советская». Рядом — ресторан «Советский». После развала СССР власти хотели переименовать город. Но местные жители решили оставить прежнее название — Советская Гавань, в просторечии — Совгавань.

«Зачем менять? Советская Гавань и есть Советская Гавань. Она в советское время строилась. Ее надо помнить», — говорит один местный житель.

«Из-за Императорской Гавани будет не очень красиво, лаконичное название — Импергавань. Не очень красиво. Совгавань лучше», — добавляет другой.

Императорская Гавань — это первое название. Поселок на берегу Императорской бухты построили еще в 19 веке. После революции бухту переименовали.

В Советской Гавани на берег залива не выйти. Набережной нет. Кругом заборы, за ними — грузовой порт, ремонтные предприятия, склады. И почти как все советское — разрушено и заброшено. Суда в гавань заходят редко. Давно обанкротились и оба некогда градообразующих предприятия — судоремонтные заводы.

Лето в Советскую Гавань добирается только в сентябре. И до середины октября здесь будет светить солнце. На центральной городской площади в это время идет бойкая торговля. Рынок — незаконный и стихийный. А товар — икра горбуши и кеты — браконьерский.

Рядом с икрой продают удивительную ягоду — клоповку. Она же — красника. Она же — дымника. Встречается только здесь и на Сахалине. Из этих сочных, сладковато-кислых ягод с очень специфическим запахом варят варенье и сиропы. Нина Яковлевна сама и собирает, и продает клоповку. В этом году ягоды мало, поэтому стоит она дорого — 250 рублей за стаканчик.

Нина, житель Советской Гавани: «У нас в лес зашел — там, где эта ягода, дымом пахнет. Вот ее дымникой и называют».

Для корейских паровых пирожков пян-се главное — размер. Их завезли сюда с Сахалина, а туда — из Кореи. Как и полагается корейской еде, они очень острые. За 29 рублей их предлагают кафе и ларьки Советской Гавани.

Галина, продавец: «Тесто — дрожжевое, на пару сваренное, внутри — мясо с капустой. И сверху — морковочка для украшения и придания вкуса».

К культуре и традициям соседних Кореи и Китая, которые легко приживаются на берегах Татарского пролива, энтузиасты Советской Гавани теперь пытаются добавить и память о культуре орочей. Этот народ издавна населял здешние сопки.

А теперь настоящих орочей осталось всего 8 человек. Остальные же — почти три сотни примкнувших к ним, как говорит глава центра этнической культуры Ина Акунка — имеют смешанные корни: не только орочские, но и русские и украинские. Но тоже хотят получать льготы коренных малочисленных народов.

Ина Акунка, директор Центра этнической культуры Киа Хала: «Сейчас больше бытовуха — то есть где можно рыбы половить, сколько мяса получить… Чуть-чуть страшнее стало».

Ина Фоминична и сама рыбачка. Зимой ходит на охоту. Может и зайца подстрелить, и соболя. Но в городе у нее особая работа: сохранять культуру предков. Киа Хала в переводе на русский — «родной край». В центре проводят фотовыставки, шьют национальные костюмы. Собирают и коллекцию нарядов соседних народов.

Пропагандируя культуру орочей и мечтая привлечь в регион туристов, в Советской Гавани разработали программу с танцами и национальным угощением.

В краеведческом музее Советской Гавани в последнее время тоже взялись за культуру орочей. Здесь строят настоящее стойбище. Директор музея — Наталья Влах. Сама она русская, а музей когда-то создал ее отец.

Всю жизнь Наталья работала учителем, но в прошлом году решила продолжить семейное дело. Весной будущего года планирует построить несколько шалашей и схронов, обустроить место для национальных танцев. Это поможет туристам в Совгавани увидеть и понять, как жили орочи. А в этом шалаше уже воссоздан родильный дом.

Наталья Влах, директор краеведческого музея города Советская Гавань: «В этот период считалось — женщина недостойна находиться со всеми. Это грязный период женщины. Она одна жила и рожала одна. Муж ходил вокруг шалаша и отгонял диких зверей. Выживала — дай бог, выживал ребенок — дай бог. Нет — значит нет».

Советскую Гавань в разные годы строили то заключенные ГУЛАГа, то военнопленные японцы. Эта булыжная дорога к морю построена японскими рабочими. Она и теперь — в отличном состоянии.

Сегодня в Советской Гавани мечтают о потоке туристов — не только из России, но и из соседнего Китая. Край земли хотят превратить в заповедник национальной орочской культуры и традиций Советского Союза.

И еще очень хотят, чтобы здесь снова причаливали большие корабли. Советская Гавань — одна из лучших в мире. Она со всех сторон закрыта от ветра. И такая глубокая, что океанские суда могут причаливать к берегам вплотную. У Советской Гавани только один недостаток — добираться до нее трудно и долго. Почти отовсюду.

В свежем номере «Литературной газеты » (№ 42 (6389) (2012-10-24) прочла статью Виктора Марьясина о Советской Гавани Хабаровского края. Уникальный край! В этом городе я родилась. В феврале 2010 года «Литературная газета» рассказывала об особой роли небольшого портового города Советская Гавань (Хабаровский край) на ключевом геополитическом направлении. Перспективы Советско-Гаванского побережья вокруг уникальной природной гавани, казалось бы, прояснились, когда в ответ на вопрос, нужен ли России модернизированный северный выход в Тихоокеанский бассейн, вышло постановление правительства о создании близ этого города первой в стране портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ).

У жителей Приамурья появилась надежда, что в недалёком будущем в Татарском проливе распахнутся стратегические ворота с высокоразвитой промышленностью, мощной транспортной сетью и неисчерпаемым рынком сбыта в Азии, Австралии и Америке. А добыча и вывоз природных ресурсов по БАМу разбудят новую жизнь в депрессивных ныне городах и посёлках. Кроме того, высокоскоростная обновлённая магистраль — дополнительная гарантия экономической и военной безопасности для огромного региона…

Но без людей любые планы на этом стратегическом перекрёстке обречены на провал. Между тем в прошлом году родившихся по Советско-Гаванскому району оказалось на две сотни меньше, чем умерших. Ещё несколько сотен в поисках лучшей доли разъехалось по стране и по миру. В целом желающих перебраться отсюда хотя бы в Хабаровск в поисках лучшей доли больше в разы, чем желающих остаться. Тенденция крайне тревожная, поскольку всех здешних жителей чуть более сорока тысяч. В Ванинском районе, куда в отличие от Советско-Гаванского мощные инвесторы уже пришли, чемоданные настроения тоже дают о себе знать, в чём убеждаюсь в беседах с местными жителями. — Такие, как я, преуспели на продаже японских подержанных иномарок, которые с автосервисом кормили в Ванино каждого пятого. Но с подъёмом ввозных пошлин всё рухнуло, — негодует коммерсант Сергей на фоне двух возводимых им в посёлке коттеджей. Прибыль от автобизнеса Сергей вложил в создание крупного торгового центра, но от Ванино не в восторге, хотя мне посёлок очень понравился. Идею заняться политикой решительно отметает: — Лучше свалю куда-нибудь в Индонезию, открою там собственную гостиницу и проведу остаток жизни под пальмами. А вот интеллигентную хозяйку обычной торговой точки, представившуюся Еленой, магнитом тянет в Хабаровск с его культурными центрами. Правда, из Хабаровска в Ванино переезжают квалифицированные молодые специалисты. За хорошим заработком и отдельным жильём. И то и другое предлагает им 34-летний предприниматель Вадим Москвичёв, создавший три промышленно-производственные фирмы и около сотни рабочих мест. Мы откровенно поговорили с ним. У него амбициозные планы и никакого желания куда-то «свалить». В Ванино многое меняется — строится ледовый дворец, дом для сорока молодых семей, целый ряд социальных объектов, в других посёлках района — новые бассейны, школы, дороги, котельные, детсады… И всё же, несмотря на прилагаемые усилия, за последние два года народу в районе убавилось почти на четыре тысячи душ, а это каждый десятый.

Еду в посёлок Токи, где в 2010-м наблюдал выгрузку угля с гигантским облаком пыли. Медсестра поселковой амбулатории Екатерина Овчинникова сравнивает советское прошлое и рыночное настоящее: — Четвёртый пирс, где работает терминал, был излюбленным местом отдыха — с пляжем, ягодами, грибами и лесом, заслонявшим от ветров Токи. Сейчас отдыхать негде, с пирса дует угольной пылью, кругом грязное море, а зимой чёрный снег. — Зато больше рабочих мест… — Да, но те же докеры получают не густо и не могут обеспечить себе достойную жизнь. Анатолий Самородов, глава администрации Токи, от «Даль-­ транс­угля» тоже пока не в восторге: — Представители компании обещали помощь посёлку и чистую экологию. Но экология ухудшилась, а посёлок получил от «Дальтрансугля» только несколько миллионов на капитальный ремонт домов и кое-что на текущий ремонт. Невольно сравниваю с американским Эксоном, безвозмездно перечислившим более 20 миллионов долларов на инфраструктуру сопоставимого с Токи Де-Кастри как компенсацию за нефтяной терминал на удалении в десяти километрах от посёлка. Остаётся надеяться, что «Даль­трансуголь» и Ванинский порт, как заверило их руководство, в ближайшее время внедрят безопасные технологии с минимальным ущербом природе. И что наши компании по щедрости догонят американские. С другой стороны, экспортёры платят пошлины и налоги и, строго говоря, спонсировать никого не должны… Что же касается сибирского уголька, то объёмы его экспорта через терминалы около Ванино будут только расти. Начальник станции «Советская Гавань—ород» Виктор Мокров с грустью рассказывает, что желающих получать грузы по рельсам уйма, но практически всё забирают угольщики. На железнодорожной обочине оказались поставщики продовольствия, ширпотреба, вынужденные раз за разом судиться с ОАО РЖД из-за срыва поставок товаров для населения… От того, перенаправит ли РЖД какую-то часть грузопотока на Советскую Гавань, зависят инвестиции в неё крупных компаний. В противном случае свою дорогу проложит Китай. Некоторые столичные либералы предлагают всю территорию вдоль БАМа отдать в концессию зарубежным компаниям. Конечно, японцы или китайцы быстро сделают из БАМа конфетку, но для местных жителей и для всей России такой сценарий означал бы фактическую утрату суверенитета над Дальним Востоком. Уважающие себя страны свою инфраструктуру развивают силами своего национального капитала. Государству пора привести в чувство госмонополии, вернуть из офшоров под российскую юрисдикцию большие и малые компании с отечественной родословной, ведь сегодня практически все крупные компании в Ванино и в Советской Гавани — офшорные. А пока под прессом налогов и энерготарифов владельцы единственной в ПОЭЗ судоремонтной фирмы готовы продать её иностранцам. Другому предприятию такого же профиля краевые чиновники не продлили аренду причалов, дабы переадресовать оные иностранцам.

Любой знаменитый порт за границей — это не только причалы, но и аура местных достопримечательностей. Советская Гавань окружена изумительной заповедной природой, красивейшим приморским ландшафтом, и в районной администрации разработали программу туризма, от рыболовного до горнолыжного, дабы создать условия для полноценного отдыха местным жителям и гостям. Район двумя руками за то, чтобы прибрежная полоса залива наглухо не загораживалась причалами и значительную её часть занимали лесопарковые, туристические территории. Старожилы Советской Гавани ещё не забыли, какого расцвета достиг их район к исходу 80-х, когда в едином ритме работали судоремонтные, рыболовецкие, строительные, транспортные предприятия. И неуклонно росло население. Псевдореформы снесли многое из того, что создавалось десятилетиями. Полностью остановить этот распад не удалось до сих пор. Люди не слепые. Видя творящиеся безобразия, многие опускают руки и уезжают, оголяя Дальний Восток. Тем паче, что официальная пропаганда коренными жителями славян здесь не считает. Статус коренных предоставлен только малым народностям, хотя славяне пришли на Амур с Хабаровым, а по данным археолога Окладникова, осели в Приамурье значительно раньше монголов с тунгусами. То есть приамурские земли для нас такие же исконные, как смоленские и тверские. Эту истину пора усвоить и записать в Конституцию.

Виктор МАРЬЯСИН, ХАБАРОВСК http://www.lgz.ru/article/20070/

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть