Достопримечательности города Сосенский (Калужская область)

Чертово городище

Калужская область Козельский район р-н КООРДИНАТЫ N 54° 4.553′ E 36° 2.048′ (это координаты геокешинговские, с гугл-маповскими они НЕ совпадают)

Пешком или на автомобиле в Чертово городище

Итак. 1) Добираемся до Козельска. С этим проблем никаких. 2) Добираемся до Сосенского: либо из Козельска на маршрутке (минут 15), либо на машине — одна дорога, не перепутаете. 3) Если пешком, то берем такси и едем. Если на авто, то: въезжаем в Сосенский, едем прямо до кольца со стеллой, на кольце едем прямо и попадаем на улице Первомайскую, которая слегка завернет налево. По этой улице доезжаем до следующего кольца — там будет несколько магазинов, и остановка маршруток, идущих до Козельска. Поворачиваем на этом кольце направо и едем ровно 2 км (ну, может, плюс-минус 100 метров). 4) Через 2 км. видим перекресток. Прямо не надо. Направо тоже. Справа стоит совковый указатель с надписью «Радуга» (по-моему). Налево идет волнистая ухабистая дорога — поворачиваем туда. Едем метров 200 и видим поворот налево (туда не надо) и палатку «Ремонт обуви» (посреди леса-то), улыбаемся, едем дальше (прямо). Через несколько сотен метров видим съезд в лес (направо). Там же видим причудливую конструкцию из высохших деревьев. Конструкция рукотворная, необычная, не проедете. Если доехали до каких-либо строений — значит пролетели поворот в лес, возвращайтесь. 5) Заезжаем в лес и через 20 метров видим небольшую полянку, где можно оставить автомобили. 6) Идем по самой наезженной дороге (будут ответвления — не сворачивайте ) примерно 3 км. По пути будут указатели и обустроенные места для отдыха.

Пешком или на автомобиле в Чертово городище http://www.ruschudo.ru/miracles/841/rout…

Покажу еще парочку вариантов….

1 вариант Вам сначало до Козельска. http://www.tutu.ru/poezda/rasp_d.php?nns…

От автовокзала Козельска на рейсовом автобусе до Сосенского.

2 вариант без пересадок На проходящем автобусе Москва – Сосенский http://bus.aviabus.ru/ways/cImgCM/ru

3 вариант На машине — доехать до Козельска, повернуть налево на Оптину Пустынь. Дальше ехать прямо до города Сосенский. В Сосенском — первое круговое движение проехать прямо, на втором повернуть направо. Проехать отдельно стоящее предприятие, дорога идёт направо, у указателя «Шахта №1» повернуть налево. Дальше проехать первый поворот, на втором малозаметном повернуть направо. (Координаты N054 03.93, E036 00.52). Дальше дорога пошла влево. Еще 3 км и вы на месте.

Тайны Чертова Городища

м

Андpей Пеpепелицын

Всех нас привлекают всевозможные загадки и тайны. Видимо, это любопытство, стремление разобраться в непонятном эволюционно заложено в нашей природе. Ниже я собираюсь поделиться с читателями некоторыми сведениями об одном памятнике природы, возможно имеющим громадное научное и культурное значение, находящимся в Козельских лесах урочище “Чертово городище”, и пригласить вас поразмышлять над его загадками.

Необходимо прежде всего сказать, что в Калуге существует небольшая “группа по изучению АЯ”, членом каковой я и являюсь. Наша любительская организация в меру своих сил пытается разобраться в самых разных вопросах, на которые не может ответить (или, точнее, не хочет искать ответы) официальная наука.

В поисках таких районов существенную помощь энтузиастам оказывает топонимика: туда, где часто случается “чертовщина”, местные жители стараются не ходить, и названия таким местам дают весьма характерные: Ведьмин Лес, Блудный Холм, Чертово Болото… То есть нечисть в названии так или иначе поминается.Разумеется, это правило не универсально, в нем множество исключений, но очень часто оно срабатывает и помогает обнаружить “зону”. ” Думаю, теперь читателям понятно, почему урочище “Чертово городище”, да еще и расположенное на берегу речушки “Чертовской” (по крайней мере таково ее “официальное” название) привлекло наше внимание. В современных научных и литературных источниках приводится довольно много данных о нем. Вкратце, “официальная” наука рассказывает о “ЧГ” следующее:

Если же говорить о “свежем взгляде” экскурсанта, впервые посетившего “Чертово городище”, то оно не “впечатляет”. Меня, во всяком случае, не впечатлило. Собственно “ЧГ” представляет собой огромный холм с очень пологой восточной стороной, и именно здесь можно увидеть неплохо сохранившийся вал. Конечно, чтобы “вычленить” его из окружающего пейзажа нужно “присмотреться”, но в общем, земляную крепость с мощными воротами (их место угадывается четко) представить нетрудно.

Если же, осторожно спускаясь с западной стороны, осмотреть находящийся здесь обрыв, станет ясно, что весь холм представляет собой песчаниковую скалу. В почти не задернованном западном его склоне вызывают интерес небольшие углубления в виде пещерок. Один грот имеет приличные размеры, в нем легко поместятся 3-4 человека.

Помимо необычных растений и каменных глыб привлекает взгляд на вершине скалы и другое: многочисленные консервные банки, обрывки полиэтиленовых пакетов, пустые бутылки и их осколки, многочисленные кострища. Какие-то мудрецы разжигали костер даже в вышеупомянутом гроте. Как водится, почти все оставляют автографы. Хорошо еще, если на деревьях, а то и на камнях! В общем, народ нынче чертей и, тем более, лесников не боится и славно проводит время, разрушая “ЧГ”, которое, между прочим, еще в 1973 г. получило статус памятника природы всероссийского значения.

“Дивье, блазненное место… Княжьи ловчие, бортники, все, кому лес – что дом родной, давали большой крюк. Старики рассказывали, что издревле была тут весь, с незапамятных времен заселенная лешаками, днем хоронились они по дуплам деревьев, да под каменьями в пещерах, а в полночь устраивали на взгорье буйные игрища. Отовсюду слетались на них ведьмы и прочая глухоманная нечисть”.

Знакомый турист и, между прочим, экстрасенс (по крайней мере, он себя таковым считает) поведал мне следующую историю, случившуюся лично с ним:

История, казалось бы, вымышленная, но “аномальщики”, давно занимающиеся зонами, знают, что подобные происшествия в “заколдованных местах” иногда случаются. Не исключено, что подобные случаи могут объясняться телепортацией – “внепространственной” переброской объектов. В принципе это явление может объяснить и появление на “ЧГ” карельских растений. Кстати, нечто похожее, как считают некоторые исследователи, происходило и в одной из подмосковных аномальных зон, где обнаружены скопления растений, ареал которых находился в Саянах.

Уже было решено отложить работу с ним “на потом”, когда неожиданно я был вынужден изменить свое мнение.

“Живя в Козельске, я несколько раз слышал, что где-то в глуши леса существует какая-то каменная постройка, известная под названием “чертова городища”. Заинтересовавшись этим, я имел намерение как-нибудь самому лично посмотреть это место. Еще более усилилось во мне это желание, когда недавно, просматривая случайно книгу “История церкви в пределах нынешней Калужской губернии”, сочинение иеромонаха Леонида, который в настоящее время состоит наместником Троице-Сергиевой лавры, я прочел следующее:

“У обапольного православного мужичка была дочь-красавица.Полюбилась она черту и стал он свататься за нее, пристал к отцу, что называется, с ножом к горлу: отдай, да отдай и проси тогда у меня чего хочешь, а нет – жди беды себе. Но православного не скоро проведешь: на то он и православный!

И вот в июле месяце сего года я отправился на это место.Дорога от самого Козельска идет густым лесом с перемежающимися дачами Оптиной Пустыни и сторожками участков леса других владельцев. Не доезжая версты до “Чертова городища” стоит одна из таких сторожек. Здесь пришлось лошадей оставить, т.к.подъехать к “городищу” нельзя, а можно лишь пробраться по узкой тропинке и непременно с проводником, которым служит сторож, проживающий в этой сторожке. Дорогой я узнал от него, что “городище” находится в лесу, принадлежащему Загарину.

При осмотре “городища”невольно берет раздумье и недоумение, как только можно было выстроить стену из камней, из которых поднять каждый, кажется, не в состоянии тысяча человек, до того поражают они неимоверной своей величиной. Такие же камни в беспорядке разбросаны около самой стены. Верить же легенде, записанной со слов крестьянина, конечно, нельзя, но всякий, осмотревший это городище, придет к тому заключению, что сложить эту постройку из громадных камней выше сил человеческих. Предположить же что-либо самородное тоже никак нельзя, т.к. ясно видно, что сооружение сделали при помощи искусственных сил. Итак, все это остается пока загадкой.

Итак, “Чертово городище” не всегда имело современный вид. Куда же исчезла гигантская постройка, да и была ли она? Не мог ли анонимный собкор КГВ принять за искусственное сооружение, например, ледниковый нанос? А может быть он просто все выдумал? Почти все специалисты, к которым, естественно, мы обращались за консультацией, так и считают. Мне же эти версии не кажется правдоподобными. Книга Иеромонаха Леонида существует, и цитирует ее автор КГВ абсолютно точно. И я весьма сомневаюсь, что, по крайней мере, два образованных человека могли принять случайное нагромождение камней за искусственную постройку. Ведь мысль о возможной игре природы приходила автору корреспонденции в голову, и он ее отверг.

Все же, если не принимать в расчет фантастическую версию о других измерениях и параллельных вселенных, наиболее правдоподобно предположение о том, что “замок черта” попросту уничтожен.

Первое, что приходит в голову – загадочное сооружение являлось крепостью, предназначенной для защиты южных рубежей русского государства. Не будем забывать, что расположено “городище” в пределах знаменитой “Засечной Черты” – оборонительной полосы Московского государства, окончательно сформированной в XVII веке. Но столь простое объяснение невозможно, конечно, рассматривать серьезно. Во-первых, о постройке столь недавнего времени, пусть и разрушенной, мы располагали бы достаточной информацией; во-вторых, возведение такого сложного инженерного сооружения из огромных глыб требует умения и сноровки, т.е.глубоких традиций. У славян же, по крайней мере, после их крещения, мы не видим ничего подобного. Нашим предкам привычнее было работать с деревом.

Наиболее правдоподобно выглядит гипотеза, считающая почти все мегалиты каменными календарями и одновременно обсерваториями, предназначенными для точных наблюдений за солнцем и луной.Версия эта имеет для многих мегалитов хорошее математическое обоснование. Официальная наука не может убедительно объяснить уже отмечавшиеся сходство мегалитов разных, весьма удаленных, стран. Энтузиасты же давно ищут истоки традиции возводить каменные памятники в какой-то древней працивилизации. Чаще всего вспоминают цивилизации затонувших якобы не так давно Атлантиды и Арктиды. Здесь не место обсуждать эти гипотезы, но меня настораживает и наводит на размышления то, что почти везде легенды называют строителями мегалитов карликов, наделенных волшебными знаниями. Это очень странно – казалось бы, логичнее приписать возведение огромных сооружений гигантам.

Чашечные камни в этом ряду занимаются особое место. Видимо, они имели далеко не только декоративное значение. Были предложения, что в “чашках” добывали трением священный огонь, что расположение лунок являлось своеобразным календарем. На Кавказе предания говорят, что камни с чашками играли роль своеобразного игрового автомата: на камень бросали шарик и по тому, в какую лунку он закатится, определяли волю богов. Для тех же Кавказских чашечных камней доказано, что многие из них являются картами звездного неба.

Но все же, куда девались мегалиты “ЧГ”? Первые же беседы с местными старожилами дали ответ на этот вопрос.

Но что же было на “ЧГ” до его разрушения, как оно выглядело? Со времени разработок прошло более сорока лет, рабочие, добывшие камень, сейчас имеют пожилой возраст и помнят детали местности плохо, но все же очевидцы единодушны: работы велись у основания холма, и никто из местных жителей, посещавших “городище” в 1930-50 гг. не помнит ничего похожего на замок дьявола, находившийся, судя по статье в КГВ, на вершине холма.В то же время огромные деревья, которые приходилось валить при прокладки дороги для вывоза с “ЧГ” камня, показывают, что по крайней мере после революции никаких других работ на “городище” не велось. Более того, в 1908 г. в журнале “Нива” была опубликована статья Т. Рождественского “Замок дьявола”, представляющая собой литературную обработку одного из вариантов уже известной вам легенды. Статья эта иллюстрирована фотографиями. Так вот, автор упоминает только о нижних этажах “замка”, за которые, в принципе, можно принять верхнюю часть скалы. Но он ни слова не говорит о “возведенной до середины окон постройке”.

Как вы помните, в статье 1891 годм описывается пещера с двумя выходами, один из которых был, по слухам, довольно длинным.Т.Рождественский дает более точную информацию: небольшой грот, с двумя уходящими вглубь скалы щелями. Геологи, к которым мы обращались за консультацией, категорически исключают возможность появления длинных естественных пещер в песчанике.Другое дело – искусственно вырубленные подземные ходы. Однако, согласитесь, вряд ли автор “Замка дьявола” описал бы подземные ходы каак “щели”.

Местная жительница, посещавшая “ЧГ” в 1930-х годах со школьной экскурсией, запомнила только небольшой грот, способный вместить всего несколько человек. Тогда же на стенах его видели изображения ладоней, глубоко выбитые в камне. Очевидица уверена, что никаких длинных ходов, ведущих вглубь скалы, не было.

Вопреки его уверениям, другие рабочие, работавшие на “чертовом” несколько позже, рассказывали, что один вход в подземелье существовал до 60-х годов, и газов в нем не было.Побывавшие в ней видели гигантские каменные ступени, по которым можно было спуститься в зал, по периметру которого располагались полукругом каменные “диваны”, а в центре находился каменный стол. Никакого дыма, по этим сведениям, в ходах не было, и можно было бы пройти из упомянутого зала дальше, однако делать это боялись.

Между тем, жительница Сосенского, дважды ходившая на “ЧГ” в 1967 г. с компанией школьников, видела открытый вход под землю. Ей было всего двенадцать лет и в пещеру она не лазила, однако старшие ребята рассказывали ей, что выдержать внутри пещеры более 1-2 минут было невозможно из-за щипавшего глаза газа. Существовала компания старшеклассников, пытавшихся разными путями исследовать подземелья, но успеха они не добились, не помогли и шахтерские респираторы, которые ребят а пытались использовать. К сожалению, найти кого- нибудь из этой компании не реально – житейские обстоятельства разбросали людей, некоторых уже нет в живых. Небольшую надежду современным исследователям, правда, дает тот факт, что большинство историй о ведьмах, танцующих в подземном зале (эти рассказы и подтолкнули школьников к “изучению” городища), ребята слышали от родителей. Следовательно, фольклорные традиции живут.

В настоящее время на “ЧГ” существует грот, в котором нет никаких “отпечатков” рук, но зато есть выцарапанная у входа надпись с датой: “1931 г.” Каковая, если бы именно здесь велись взрывные работы, сохранится никак не могла. Так где же все-таки добывали камень, и где находится вход в подземелье?

А что на поверхности? Старые рабочие утверждают, что аллея из обработанных камней от “ЧГ” вела на северо-восток. Уж не на точку ли восхода солнца в день летнего солнцестояния? Видимо, эти камни также были взорваны в 50-е годы, как и другие сооружения из камня, напоминающие водосборники. Жаль, что никто не помнит точного расположения этих деталей. Запоминать детали и положение “каких-то” камней рабочим было ни к чему…

Во-первых, это упоминавшийся чашечный камень. Впервые он был опознан как культовый членами Калужской экспедиции ИА АН СССР в 1987 году О.Л. Прошкиным и А.С. Фроловым. Находится он в северо-западной части городища и представляет собой, цитирую археологов, “камень с небольшими воронкообразными углублениями. Видимая его часть имеет форму трапеции 67х115х105 см, возвышающейся над дневной поверхностью на 5-20 см. В центральной его части сделаны 6 углублений диаметром 2-7 см и глубиной 4-20,5 см”. Аналогов этому культовому камню, по мнению археологов, в средней полосе России нет. Ближайшие камни такого типа найдены в Псковской области. Теперь я вновь “позабавлю” читателей: козельский краевед В.А.Самойлов в своей книге утверждает, что “чашек” в камне не 6, а 5! Допустим, он не заметил одно отверстие. Профессиональные археологи оказались глазастее. В таком случае, “аномальщики” оказались глазастее археологов, ибо во время первого же осмотра кмня мы насчитали более 20 отверстий, причем они ничуть не были забиты, и все в равной степени бросались в глаза. Геологи же вообще заявляют, что отверстия в камне имеют природное происхождение и являются следами окаменевших и выветрившихся корней. Впрочем, последнее предположение археологов не обескураживает: они считают, что в качестве культового мог использоваться камень и с естественными отверстиями. Все же не будем забывать, что больше камней с подобными отверстиями в окрестностях холма нет. Однозначно искусственная природа лунок будет доказана, когда (или скажем осторожнее, если) будут найдены закономерности (календарные либо астрономические) в их расположении.

Третий камень был сильно задернован, и углубления в нем были едва заметны. После небольшой расчистки мы увидели два углубления в виде треугольников с закругленными вершинами и сторонами по 10-15 см. О происхождении этих следов я судить не берусь, а находится этот “следовик” в центральной части городища.

Современные же раскопки выявили культурный слой в верхней части всего почвенного слоя городища. Учитывая, что городище имело солидные укрепления, можно было бы ожидать, что слой этот, сохранивший следы обитателей большого населения, должен быть мощным и богатым”. Увы! Культурный слог “ЧГ” довольно беден. Специалисты пытались объяснить этот факт, как и отсутствие культурного слоя на значительной части площадки, размыванием почвы и ее сползанием с крутых склонов городища.Но вряд ли это так: растительность на холме очень мощная и сильных оползней вроде бы быть не должно.

Итак, капище. Примем это предположение. Но какого времени?

Наводит на мыль о славянском капище и название места. Подобные названия давались не только аномальным зонам. Крестившие Русь христианские миссионеры считали языческих богов порождениями дьявола и, естественно, что места их капищ они также называли нечистыми.

Но это было отступление. Вернемся “к нашим баранам”. В.С.Казаков считает, что на “ЧГ” находилось славянское святилище, скорее всего в честь бога Свентовита. Однако не будем забывать: славянских вещей при раскопках не найдено. Фрагменты керамики датируются началом нашей эры, славянское же племя вятичей пришло на наши земли намного позже. Возможно, они и использовали святилище, но основали его, видимо, не славяне.Так кто же? Финно-угры или Балты? Культурный слой, возможно, оставлен и ими, как и чашечный камень, но меня больше всего занимает вопрос, кто “что-то” сжег на скале и насыпал на пожарище курган? Ведь это было не позднее конца прошлой эры! В субтропическом поясе в то время давно уже существовали высококультурные цивилизации, обитатели же наших мест пребывали, как принято считать, еще в каменном веке. Не заставит ли тщательное изучение “Чертова городища” пересмотреть нашу “сверхдревнюю” историю – вот какая крамольная мысль не дает мне покоя. Будущее покажет, насколько я прав в своих догадках.

В заключение обсудим вопрос: Так ли уж уникально “Чертово Городище”? Ответ на него не прост… Раньше мне казалось, что в отношении мегалитов Средняя Россия подобна Антарктиде: значительных сооружений из камня у нас нет. Затем единственным мне известным исключением стал “замок дьявола” на “ЧГ”. И до сих пор сведений о других “замках” на территории Европейской России у меня нет. Однако, по мере того, как я входил в тему, выяснялось, что священные, специально обработанные камни, пусть и не всегда мегалиты в исходном значении слова, у нас встречаются. Вот свидетельство еще одного козельского краеведа С.А. Горичева:

Читатели, не торопитесь на экскурсию. Не знаю, что стало с камнями Трошенского оврага, но сейчас их там нет.

У меня же просто темнеет в глазах, когда я думаю, о чем могли бы рассказать, но уже никогда не расскажут уничтоженные или просто сдвинутые с предназначенного им места камни. В прошлом веке знаменитый фольклорист А.Н. Афанасьев писал:

В заключение мне остается только поблагодарить работников различных природоохранных и научных учреждений Калуги, оказавших нам огромную помощь в поиске информации и ответов на вопросы, касающиеся различных тайн “Чертова городища”: В.П.Есипова, В.П. Новикова, Л.П. Паутову, О.Л. Прошкина, Е.А.Телеганову и многих других. Необходимо отметить и членов нашей группы, вместе со мной занимавшихся разгадкой тайн “ЧГ” (и продолжающих эту работу): Сергея Качана, Сергея Каминского, Алексея Салахова.

Заранее спасибо.

  1. Памятник природы “Чертово городище”. Описание. Научная справка. Областной краеведческий музей. 1995 г.
  2. В.В. Манцев. Стояние. Повесть. Газета “Вперед”, 1987-88 гг.
  3. Калужские губернские ведомости N 81, 1891 г.
  4. Т. Рождественский. Свадебный замок Дьвола. Ника N 38, 1908 г.
  5. Г. Кусов. Камень с Большой Медведицей. Вокруг Света N 5, 1989 г.
  6. По просторам Калужского края. Калуга, 1959 г.
  7. О.Л. Прошкин, А.С. Фролов. Древний культовый камень в урочище “Чертого городище”. Материалы V-й областной краеведческой конференции.
  8. В.А. Самойлов. Полемическое эссе о “Чертовом городище”.
  9. Б.А. Рыбаков. Язычество древних славян. М., Наука, 1994 г.
  10. В.Н. Шавырин. Муравский шлях. Тула Приокское кн. изд-во, 1987 г.
  11. С.А. Горичев. Из истории Козельского края. Материалы III-й областной краеведческой конференции.
  12. А.Н. Афанасьев. Древо жизни. М., Современник, 1982 г.

Мистика Чёртова городища – предания и действительность

Опубликовано: газета «Весть» №469-472 (6800-6803)

Сначала напомним, что Чертовым городищем (или Чертовым городом) жители Козельского района (уезда) издавна называли лесное урочище в семи километрах от нынешнего поселка Сосенский – высокий холм с живописными нагромождениями камней. Растут здесь редкие растения, уцелевшие, по одной из версий, с доледниковых времен, а на верхней площадке имеется городище в археологическом смысле – защищенное оплывшим валом и рвом древнее укрепленное поселение. История его насчитывает по крайней мере два этапа – в начале нашей эры здесь жили балты, а на несколько столетий позже обосновались славяне. Вполне справедливо место это с 1970-х годов объявлено памятником природы, а теперь входит в национальный парк «Угра». Местных легенд здесь бытовало множество. Классическая – о свадебном замке черта.

…Давно-давно жила на свете одна девица. Лет ей было под тридцать, а никто не сватал ее ни разу. Девушке меж тем смерть как хотелось замуж. Вот однажды она и говорит: «Хоть бы дьявол посватал меня». А он тут как тут. «Пойди, – говорит, – за меня замуж – озолочу». «Что ж, – отвечает она, – я не прочь, только дай посоветоваться с родителями да с людьми разумными». Тот обещал подождать. Через некоторое время дьявол опять является к ней и просит ответа. «Согласна, – говорит девица, – только вот у меня окруты (нарядного платья) нету». «Все будет готово, – отвечает дьявол, – когда же свадьба?» Девица назначила время. Стал ей дьявол с той поры носить золото, серебро, брильянты и всякие наряды, одни краше других, и в то же время строить для невесты дом. К назначенному сроку и окрута, и дом были готовы. Девица в день свадьбы попросила у родителей и священника благословения, взяла всю окруту, и по совету священника – петуха под мышку и отправилась в лес. Скоро нашла она в лесу дом, прекрасный, как дворец. На крыльце стоял разряженный и радостный дьявол, вышедший навстречу невесте. Со страхом девица взошла на крыльцо. В это время петух высвободил голову и пропел «кукареку!». Вдруг загремел гром, раздался треск, земля разверзлась, и сатана с проклятием провалился в преисподнюю. Вот с той поры и доселе стоит в Брынском лесу этот дом, и никто не смеет ни жить там, ни войти туда.

Легенда эта была опубликована в конце XIX века сразу в нескольких вариантах, я привожу здесь один из самых малоизвестных, записанный со слов крестьянина Пимена Назарова и опубликованный М.Синозеровым в журнале «Живая Старина» в 1896 г. А то ведь некоторые наши краеведы договорились до того, что, мол, история о замке черта в народе и не бытовала вовсе, а была придумана посещавшими городище «людьми интеллигентными» (эту версию я с удивлением обнаружил в недавно изданной книге А.Веденина, посвященной Лихвину). Такие заявления говорят только о том, что наши «диванные исследователи» в большинстве своем и не пытаются самостоятельно собирать предания в деревнях. В записях работавших тогда известных исследователей Е.Маркова и Т.Рождественского называется имя невесты черта – Любуша, причем говорится, что была она дочерью разбойника Кудеяра, продавшего нечистому душу… Обманув черта, Любуша навлекла на себя проклятие отца.

Стонет и плачет она по ночам, наводя ужас на всех, кому случалось близко подходить к этому проклятому месту. В настоящее время доходят уже последние годы, на которые наложено заклятье, и Любуша стала показываться по ночам наружу. «Наш лесной сторож, – рассказывал один старик, – два раза ее видел: выйдет на гору, сядет на камни и плачет… Тяжко мне, говорит, дайте мне крест. Монахи оптинские дважды тут крест ставили – да, вишь, не устоял он». (Труды Воронежской ученой архивной комиссии, вып.1 1902).

Еще в 1930-х годах местные жители боялись бывать на Чертовом городище. Страшиться перестали перед войной, когда, как мы теперь знаем от очевидцев, здесь брали камень для строительства железной дороги на Тулу…

Продолжают складывать связанные с Чертовым городищем истории и целые легенды и сегодня. В известной «Энциклопедии Непознанного» В.Черноброва говорится: «В этом районе не-однократно отмечали самые разнообразные аномальные явления в небе». В другом месте говорится про «огненные шары». Много лет занимаясь изучением НЛО, могу сказать: частота их появления в районе Чертова городища не выше средней. А вот нашествие сюда всевозможных мистиков и контактеров в последние годы усилилось. Этим летом журналисты НТВ упорно не хотели мне верить, что в «аномальном» отношении урочище ничего выдающегося собой не представляет. А чуть позже звонил по поводу «мистического урочища» специально приехавший орловский журналист…

А все же как на самом деле здесь с аномальными явлениями? Однажды мы сами увидели на Чертовом городище самое настоящее привидение. В начале 1990-х годов, приехав сюда под вечер (тогда мы еще наивно надеялись найти уцелевшие камни с древними знаками), узрели молчаливо бродившую среди камней одетую в белое босоногую девушку лет двадцати… Несмотря на сумерки и волшебный туман, подошли поближе, окликнули. Оказалось, что перед нами вовсе не вышедшая из подземного заточения Любуша, а жительница Москвы Снежана, вполне живой человек, «в целях духовного развития» в одиночку посещающая мистические места…

Вполне можно здесь летом столкнуться в пещерках и щелях между камней с превращающимися в глину изумрудами: в свете фонаря некоторые камни переливаются изумительно ярким зеленовато-голубым светом, а дотронешься рукой – мокрый камень! И это явление объясняется тривиально: на камнях имеются почти микроскопические проростки реликтового мха-шистостеги, отражающего свет. Растение это крайне уязвимо, а потому слишком усердно тыкать в светящееся пятно не стоит: все равно ничего не поймаешь!

Неужели ничего загадочного на Чертовом городище не происходит? Лично я уверен, что дыма без огня не бывает и бытующие на протяжении столетий легенды должно что-то подпитывать. Вряд ли можно сомневаться, что в дохристианские времена здесь был культовый центр, капище неведомых нам богов.

Но я не исключаю, что происходят здесь время от времени и аномальные явления. Только не НЛО. Ходит много рассказов о странных блужданиях в районе Чертова городища, необъяснимых провалах времени («отошел от палатки на 15 минут – а меня искали несколько часов»). Странную историю поведал нам недавно егерь национального парка: «Иду по лесной дороге, смотрю – впереди береза поперек нее лежит. Думаю, надо б убрать, а подошел ближе – и нет ничего! При этом день был».

Впрочем, ни со мной, ни с членами нашей исследовательской группы ничего подобного здесь ни разу не происходило, а в 90-х годах суммарно мы провели на городище несколько недель.

Но если как аномальная зона Чертово городище интереса не представляет, в археологическом плане оно, я уверен, сюрпризов преподнесет еще много. К рассказам о камнях со знаками, о разбойничьих пещерах, коих на юге области ходит немало, следует относиться очень внимательно.Будем рады, если читатели расскажут нам известные им предания и о подобных местах, и о Чертовом городище. С автором можно связаться через редакцию или по телефону: 8 906 645 87 08.

Чёртово городище

Чертовых городищ у нас по России оказывается достаточно много. Яндекс надавал их буквально в каждой области. Сама постройка вызывает множество вопросов. К примеру, откуда взялся исполин, способный двигать камни, которые не под силу поднять и сотне человек. Есть версии, что еще в I-V вв. н.э. здесь проводились обряды языческим богам, для чего вокруг постройки расположены каменные объекты неизвестного назначения, к ним относят чашечный камень, в котором отверстия даже в жару заполнены водой.

ЧГ в Калужской области является самым известным среди уфологов таким образованием. Как гласит каталог загадочных мест Земли, и его подраздел: “Аномальные места, где часто исчезают и гибнут люди” о калужском ЧГ говорится следующее: “ЧЕРТОВО ГОРОДИЩЕ” – знаменитое аномальное место, находящееся под Козельском на юге Калужской области. В этом районе не раз отмечались самые разнообразные атмосферные явления в небе и малопонятные происшествия на земле. Широких исследований зоны пока не происходило, хотя время от времени зону посещают калужские и московские исследователи. Проезд до “Чертового городища”: Автобусом от Калуги или поездом (направление Сухиничи-Тула или Сухиничи-Горбачево) до Козельска; далее – с проводником.

Под именем “Чертова городища” известны естественные выходы скал песчаника. Происхождение их геологам не вполне ясно, ведут они споры и о том, был ли на “городище” ледник. Ботаников весьма удивляет произрастание на территории памятника реликтовых растений: мха шистостеги и, особенно, папортника многоножки. В настоящее время основной ареал распространения папортника находится в Карелии, и нахождение его в средней полосе России объясняют по-разному: транспортировкой спор ледником или наоборот – многоножку считают реликтом, чудом уцелевшим с незапамятных времен на вершине холма, обойденного ледником. Мне эти версии не кажутся убедительными, но об этом чуть позже. Работали в урочище и археологи. Проведенные в 1987 и 1991 гг. раскопки показали, что настоящее городище (без кавычек) здесь в I-V вв. н.э. действительно существовало, при этом было оно для того времени хорошо укрепленным. Находки железного шлака позволяют предположить умение у обитателей поселения выплавлять и обрабатывать железо. Сделали археологи и, по их мнению, уникальную находку: опознали в лежащей на поверхности глыбе песчаника культовый камень. Собственно “Чертово городище” представляет собой огромный холм с очень пологой восточной стороной, и именно здесь можно увидеть неплохо сохранившийся вал. Конечно, чтобы “вычленить” его из окружающего пейзажа нужно “присмотреться”, но в общем, земляную крепость с мощными воротами (их место угадывается четко) представить нетрудно. На сравнительно плоской вершине холма, прежде всего, взгляд останавливается на хаотически “разбросанных” глыбах песчаника, всевозможных форм и размеров. Камни сильно обросли мхом, лишайниками и реликтовой многоножкой, однако, в целом, выглядят они достаточно “свежими”, т.е. пролежавшими не тысячи, а десятки лет.  Бросается в глаза “чашечный” камень с многочисленными отверстиями в нем. Если же, осторожно спускаясь с западной стороны, осмотреть находящийся здесь обрыв, станет ясно, что весь холм представляет собой песчаниковую скалу. В почти не задернованном западном его склоне вызывают интерес небольшие углубления в виде пещерок. Один грот имеет приличные размеры, в нем легко поместятся 3-4 человека.

“Живя в Козельске, я несколько раз слышал, что где-то в глуши леса существует какая-то каменная постройка, известная под названием “чертова городища”. Заинтересовавшись этим, я имел намерение как-нибудь самому лично посмотреть это место. Еще более усилилось во мне это желание, когда недавно, просматривая случайно книгу “История церкви в пределах нынешней Калужской губернии”, сочинение иеромонаха Леонида, который в настоящее время состоит наместником Троице-Сергиевой лавры, я прочел следующее:

“Недалеко от древнего Ржавца в глуши леса, называемого Аржавским же (составляет часть древней Лихвинской Засеки) есть замечательное место – это развалины какой-то исторической постройки, на которую потреблены камни огромной величины, взятые, по-видимому, издалека, ибо вблизи каменных ломок не имеется. Здание было занесено на большое пространство и выложено до половины окон; вокруг на значительном расстоянии лежат такие же большие камни, а часть их разбросана в одном направлении, по пути к зданию с поля. О древности этой постройки свидетельствуют вековые деревья, растущие внутри ее и давно поросшие мхом стены. Народное воображение населяет это таинственное место духами, называя его “Чертово городище”. В пояснение этого название приводят легенду, которую для любопытства передаем здесь, записав ее со слов окрестного крестьянина:

“У обапольного православного мужичка была дочь-красавица.Полюбилась она черту и стал он свататься за нее, пристал к отцу, что называется, с ножом к горлу: отдай, да отдай и проси тогда у меня чего хочешь, а нет – жди беды себе. Но православного не скоро проведешь: на то он и православный!

Мужичек подумал, подумал, да и говорит лукавому: “Ну что с тобою делать, если полюбилась девка, так возьми, только с уговором: чтобы ты беспременно до петухов построил вот тут в нашем лесу моей дочери дворец, всему миру на удивление, а не построишь до петухов – чтоб нам с тобой и не знаться более”.Черт только ухмыльнулся и был таков. Думает “моя взяла”! Посмотрел место – хвать-похвать, а камня на сто верст вокруг нет. Делать нечего: собрал, значит своих да и ну таскать камни по воздуху откуда-то издалека. Трудился сердешный всю ночь, а кончить не успел: до окон, вишь, довел, как крикнули петухи, и кто из них где летел, значит, по воздуху с камнями-то, там их и покидали, что и о сию пору словно дорогу из леса в поле видать. Вот вам от чего и прозвалось оно “Чертово городище”.

И вот в июле месяце сего года я отправился на это место.Дорога от самого Козельска идет густым лесом с перемежающимися дачами Оптиной Пустыни и сторожками участков леса других владельцев. Не доезжая версты до “Чертова городища” стоит одна из таких сторожек. Здесь пришлось лошадей оставить, т.к.подъехать к “городищу” нельзя, а можно лишь пробраться по узкой тропинке и непременно с проводником, которым служит сторож, проживающий в этой сторожке. Дорогой я узнал от него, что “городище” находится в лесу, принадлежащему Загарину.

Дорога шла сначала обыкновенным густым лесом, потом открылась пред нами долина со рвом внизу, а вслед за сим крутой подъем на высокую гору, по которой растут довольно большие деревья.По дороге на гору стали нам попадаться необыкновенных размеров камни. Взбираясь, или скорее вскарабкиваясь выше в гору, на утесе ее мы увидели большую каменную стену, поросшую мхом по сторонами деревьями вверху. С первого взгляда видно, что постройка эта существует с незапамятных времен, а теперь осталось только подобие какого-то дома. Стена сложена из громадных камней. С правой стороны этой стены представляется что-то вроде крыльца. Под самым домом, или вернее сказать, стеною, находится пещера с двумя выходами, из которых один, по преданию, идет до Доброго монастыря, что около города Лихвина.Самое место, где эта постройка находится в глуши, вдали от жилья, если не считать лесных сторожек.

При осмотре “городища”невольно берет раздумье и недоумение, как только можно было выстроить стену из камней, из которых поднять каждый, кажется, не в состоянии тысяча человек, до того поражают они неимоверной своей величиной. Такие же камни в беспорядке разбросаны около самой стены. Верить же легенде, записанной со слов крестьянина, конечно, нельзя, но всякий, осмотревший это городище, придет к тому заключению, что сложить эту постройку из громадных камней выше сил человеческих. Предположить же что-либо самородное тоже никак нельзя, т.к. ясно видно, что сооружение сделали при помощи искусственных сил. Итак, все это остается пока загадкой.

От сторожа нам пришлось узнать, что многие приезжающие в Оптину Пустынь из Петербурга, Москвы и других городов осматривали это “городище”. Остается пожелать, чтобы нашлись люди, которые, будучи сведущими в деле старинных построек, дали бы более верное заключение об этой замечательной и действительно интересной постройке. Здесь можно бы провести раскопки, осмотреть и проследить выход из пещеры под постройкой. Вообще для людей, интересующихся подобными вещами, это городище может представлять дорогой материал для исследования и наблюдения. “

Итак, “Чертово городище” не всегда имело современный вид. Куда же исчезла гигантская постройка, да и была ли она? Не мог ли анонимный собкор КГВ принять за искусственное сооружение, например, ледниковый нанос? А может быть он просто все выдумал? Почти все специалисты, к которым, естественно, мы обращались за консультацией, так и считают. Мне же эти версии не кажется правдоподобными. Книга Иеромонаха Леонида существует, и цитирует ее автор КГВ абсолютно точно. И я весьма сомневаюсь, что, по крайней мере, два образованных человека могли принять случайное нагромождение камней за искусственную постройку. Ведь мысль о возможной игре природы приходила автору корреспонденции в голову, и он ее отверг.

Но нельзя ли предположить, что “Чертовым городищем” называли в прошлом веке совсем другое место? Ведь описание пути к нему в КГВ не очень похоже на современное. Даже если так, трудно поверить, что о загадочной конструкции из неподъемных камней не было бы хорошо известно. (Впрочем, кто знает…)

Все же, если не принимать в расчет фантастическую версию о других измерениях и параллельных вселенных, наиболее правдоподобно предположение о том, что “замок черта” попросту уничтожен.

Варварское отношение к памятникам прошлого на “Святой Руси” не в диковинку… По крайней мере, точно известно, что в 1952 г. на “ЧГ” гремели взрывы. К этим работам мы перейдем немного позже, а пока, приняв описание столетней давности, попробуем разобраться, что могла представлять собой каменная постройка, кто и когда ее возвел?

Фотосъемка леса:) Хождения фотографа по Четрову Городищу в Калужской области

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть