Достопримечательности города Лянтор (Ханты-Мансийский АО — Югра)

Лянто́р — городское поселение в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.

Вырос на месте рыбацкого посёлка Пим в связи с открытием в 1966 году Лянторского (от названия озера Лянтор-Тухлор близ реки Пим) месторождения нефти и газа. С 1980 рабочий посёлок. С 1992 город.

Глава города — Виктор Алёшин.

История

В 30-е годы, когда в России началась коллективизация и массовый перевод коренных жителей Севера с кочевого уклада жизни на оседлый, в Сургутском районе был создан колхоз им. М. И. Калинина, в который были объединены все родовые угодья коренных жителей бассейна реки Пим — пимские ханты. На территории родового стойбища Нимперовых были построены первые жилые дома, контора колхоза, школа-интернат, баня, магазин, мед. пункт. Так на левом берегу реки Пим появилось национальное село с одноименным названием. По данным Государственного архива Ханты-Мансийского автономного округа, национальное село Пим было образовано в 1931 году.

В 1965 году здесь началось разведочное бурение. Открытое месторождение назвали Лянторским по расположенному неподалёку озеру.

В 1978 году на месте посёлка Пим стали возводить посёлок нефтяников Лянторский.

В 1992 году посёлку присвоен статус города.

Климат

Климат континентальный. Зима холодная, продолжительная — со второй половины октября до середины апреля. Средняя температура января −28-36 °C. Устойчивый снежный покров с конца октября по начало мая. Весна прохладнее осени, заморозки (до −2 °C) возможны в первую неделю июня. Лето теплое, средняя температура июля +15-28 °C. Осень с начала сентября до середины октября.

Экономика

Предприятия нефтегазодобывающей промышленности, газоперерабатывающий завод. В окрестностях Лянтора — тепличные хозяйства промышленных предприятий. Разводят свиней, птицу. Лянторское и Нижнесортымское месторождения нефти и газа.

В настоящее время НГДУ «Лянторнефть» ведёт разработку и эксплуатацию 8 месторождений: Лянторского, Маслиховского, Назаргалеевского, Санинского, Западно-Камынского, Северо-Селияровского, Западно-Сахалинского, Сынъёганского.

Наряду с решением производственных вопросов руководство управления уделяет большое внимание вопросам социального развития Лянтора. В городе постоянно ведётся жилищное строительство, оказывается всесторонняя помощь в решении общегородских проблем.

Население

Численность населения Лянтора — 40 тыс. жителей (2010 год), 52 % — мужчины; 48 % — женщины. По предварительным результатам переписи населения 2010 года[2] численность населения г. Лянтор составляет 38 922 жителя[3].

Образование

6 общеобразовательных школ, 10 детских дошкольных учреждений. Есть возможность получения среднего профессионального и высшего образования в нефтяном техникуме, филиале СурГУ и в представительстве Тюменской архитектурно-строительной академии. На базе межшкольного учебного комбината старшеклассники получают первые в своей жизни рабочие специальности.

Достопримечательности

  • Хантыйский этнографический музей.
  • Стела, установленная на въезде в город, является его визитной карточкой.
  • Стела, установленная на кольцевой развязке города, символизирует фонтан нефти, расширяющийся по спирали вверх.
  • Стела, установленная в городском сквере, посвящена историческому прошлому края, объединяющему его этническую историю и историю его нефтяного освоения.
  • Мемориальная доска, установленная перед зданием управления НГДУ «Лянторнефть» в честь его первого начальника — М. Б. Назаргалеева.
  • Дворец культуры «Юбилейный».
  • Станок-качалка нефтедобывающей скважины на ул. Согласия.

Культура

Два Дома культуры: «Нефтяник» и «Строитель», Дворец культуры «Юбилейный», две школы искусств, 3 городских библиотеки, муниципальное учреждение культуры «Дом народного творчества». 10 общественных национально-культурных объединений.

СМИ Лянтора

  • Телекомпания «ЛянторИнформ» (ТНТ)
  • Еженедельник «Лянторская газета»
  • Рекламно-информационная газета «Лянторский еженедельник»
  • Сайт Lyantor.INFO

См. также

  • Лянторское нефтегазоконденсатное месторождение

Примечания

Ссылки

Почему летом? Потому что зимой там будет очень холодно!

ЧЕРКЕХСКИЙ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ. Д.К. СИВЦЕВА — СУОРУН ОМОЛЛООНА

Здесь можно увидеть деревянные русские постройки и якутские юрты, а православный храм соседствует с якутским Мировым деревом, которое по древним верованиям считается центром Вселенной. Интересно, не заезжал ли в Черкех режиссер Джеймс Кэмерон в поисках идей для фильма «Аватар»?

Главная достопримечательность поселка Сосьва. Посещать музей лучше летом. Но надо торопиться, потому что лето в Ханты-Мансийском округе очень короткое. В поселке живет всего тысяча человек. Но зато каждый из них очень бережно относится к собственным корням. В музее можно увидеть, как жил народ манси. На месте им никогда не сиделось: манси вели полукочевой образ жизни. И чтобы достовернее передать все детали быта, территорию специально поделили на несколько частей: зимнее стойбище, летнее и передвижное жилище — чум с загоном для оленей. В Найотыр-Маа можно увидеть самый священный для манси предмет — лабаз ура. Такие лабазы строились в стороне от жилья и предназначались для хранения семейных духов. А духами мир манси был заселен весьма обильно: не было ни одного дела, которое не требовало бы предварительного согласования с потусторонними силами.

В этом месте можно познакомиться с бытом других народов Югры — аганских ханты и лесных ненцев. Для местных жителей музей — это настоящее поселкообразующее предприятие. В Варьёгане до сих пор живут люди, которые ведут свою родословную от медведей, бобров, лосей, щук и гусей. Поэтому каждого туриста здесь по древнему обычаю обязательно окурят дымом от коры пихты. Считается, что, пройдя через такой обряд очищения, человек обязательно наполнит свою душу добром. В парке воссозданы хозяйственные постройки, которыми пользовались столетиями. Включая лабаз для духов из священного места богини Ягурьяха и сруб для хранения медвежьих костей. Посетителям предложат посмотреть, как в глиняной печи пекут хлеб из черемуховой муки. Или как местные мастерицы превращают мех, кожу и бисер в настоящие произведения искусства. Кстати, здесь есть и образовательные программы: на мастер-классах в парке можно попробовать самим сшить национальную куклу или сплести из бересты чум.

В Лянторе живет самая малочисленная ветвь сургутских ханты — ханты пимские. Такое имя им дала река Пим, возле которой они селились. Эта народность считается уникальной: от других ханты они отличаются и диалектом, и укладом жизни. Издавна этот народ жил в тайге, у воды, поэтому вся домашняя утварь у пимских ханты была сделана из дерева, коры, прутьев, корней и даже травы. С корнями и травой мужчины не возились: это было сугубо женским занятием. А вот изготовление изделий из дерева ложилось именно на мужские плечи.

Благодаря этому в музее заработала программа по возрождению старинных праздников. Теперь в Лянторе отмечают День трясогузки (праздник начала лета), проводят свадебный обряд «Эйверне» («Вместе») и обряд поклонения водяному духу. Ведь именно он решал, сколько рыбы поймает племя и не будет ли голода. Гордость коллекции музея — уникальные бусы лум-хор из железа и бисера и струнный инструмент «Голова журавля» из кедра, своеобразный аналог русских гуслей.

Как и большинство этномузеев, он был создан по инициативе энтузиастов. Здесь можно увидеть, как жили юганские ханты. Сейчас их насчитывается не более тысячи человек. Но территория, которую они занимают, больше, чем, например, Португалия. Ведь главным условием жизни для этого народа всегда были обширные охотничьи угодья, где в изобилии водился лось и соболь.

По традиции юганские ханты зимой жили в охотничьих избушках в глубине тайги, а летом переселялись на берега реки, где ловили рыбу. В экомузее Пыть-Яха как раз можно увидеть летнюю усадьбу этого северного народа — все, что нужно для жизни, включая даже роддом, особую постройку для рожениц. А в праздничные дни здесь пекут хлеб. Печь специально сложил один из старейших местных жителей.

Главная достопримечательность этого музея — расположение. Отсюда видно слияние двух великих сибирских рек — Оби и Иртыша. Вокруг расположены семь холмов. Места здесь красивейшие, мало того, они считаются священным для ханты и манси. Название «Торум-Маа» с мансийского языка переводится как «Священная земля». И в музее можно увидеть святилище , которое действует до сих пор.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПАРК ИСТОРИИ РЕКИ ЧУСОВОЙ

Под открытым небом здесь развернули не имеющий аналогов музей быта уральских крестьян ХIХ — начала ХХ века. Тут не мелочились — в коллекцию попадали очень масштабные экспонаты. Не крынки и чугунки, а целые избы. В музейном комплексе кузница, крестьянская изба, сельская лавка, пожарная каланча, балаган (музей-театр деревянной игрушки), гончарная мастерская и несколько часовен. Всё, что внутри этих строений, — подлинное, никакого новодела. Сюда можно приезжать с самыми шустрыми детьми. Ведь все экспонаты в этом уникальном месте можно трогать руками. Хочешь — играй на гармошке, хочешь — разведи в кузнице огонь.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ

В археологическом комплексе можно увидеть могильные камни, сохранившиеся еще с бронзового века. В бурятском комплексе вам расскажут (и главное, покажут), чем отличались жилища богатого и бедного бурята. В городском и вовсе постарались воссоздать уголок города Верхнеудинска, одного из крупных населенных пунктов в этой местности. В перспективе здесь планируют выстроить целую улицу старинного города, с лавками, каланчой, площадью и церковью. В казачьем комплексе можно узнать историю забайкальских казаков, посмотреть, как выглядела их типичная усадьба. Есть комплекс, посвященный истории старообрядцев. Он тоже организован с размахом. Здесь есть усадьба зажиточного крестьянина — и дом, и все необходимые надворные постройки, изба бедняка, дом богатого торговца, часовня. Реконструированы уникальные въездные ворота. В каждом доме воссоздан типичный интерьер. Ну и, наконец, эвенкийский комплекс, где в деталях воспроизвели стойбище эвенков со всеми необходимыми атрибутами, в том числе и чумом шамана.

АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ «АНГАРСКАЯ ДЕРЕВНЯ»

Есть здесь и сектор, посвященный жизни эвенков, со всеми необходимыми постройками и святилищем. Самые любимые праздники в этом музее — Масленица и Троица.

Если вы никогда не видели коллекцию лаптей, приезжайте в Ибреси. Здесь, в восстановленной крестьянской усадьбе, вам продемонстрируют не только крестьянские «лабутены», но и роскошное собрание домотканых отрезов. Любителям пенных напитков будет любопытно взглянуть на старинную пивоварню. Территория комплекса занимает больше гектара, здесь можно увидеть самые разные постройки.

А если вы все же рискнете приехать сюда зимой, то можно попасть на слет Дедов Морозов.

Это единственный музей, рассказывающий об истории марийского народа. Расположен он в самой высокой точке Козьмодемьянска. Отсюда открывается удивительный вид на Волгу.

Обязательно оцените, в чем щеголяли марийские модницы. В музее выставляется коллекция женской национальной одежды и обуви.

Семенково — мир русской деревни конца XIX и начала XX века. Это памятник общероссийского значения. Детали крестьянского быта воссозданы здесь со всей возможной исторической точностью. Это не просто некоторое количество деревянных построек, собранных вместе. Работники музея создали из своих экспонатов целое поселение. С усадьбой, погостом, хозяйственным комплексом с действующими мельницами, а окружили его настоящим зерновым полем. Все знакомые по русским сказкам амбары и овины привезли из соседних деревень. В Семенково организовали даже ярмарочную площадь, с торговыми рядами и каруселью для детей. Теперь там проводят главные вологодские фольклорные праздники.

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть