Достопримечательности города Каргополь (Архангельская область)

Достопримечательности Каргополя

Уютный городок Каргополь (основан в 1146 году, 11 тысяч жителей, 427 км к югу от Архангельска), наряду с Великим Устюгом может делить лавры северного Суздаля. По своей сути Каргополь — это не Крайний Север, к которому принадлежит остальная область и которая осваивалась уже в XV–XVI веках, а северный форпост Древней Руси, ближе к таким городам, как Галич или Белозерск. Собственно, это всего 190 км по прямой к северу от Кириллова, но дорога в межсезонья практически непроезжаема. Дата основания города была принята с лёгкой руки Державина, обнаружившего рукопись в монастыре, гласившую, что город основал князь Вячеслав из Белозерска. До революции Каргополь занимался рыболовством, торговлей солью, выделкой беличьих мехов, и был традиционным иконописным центром. Как и множество подобных городков, Каргополь сохранился только потому, что железная дорога его миновала. В 30-е годы тут организовали лесоповал для уголовников, и до 1990-х годов сюда не было асфальтовой дороги вообще. Название города вполне соответствует глуши, оно происходит от финского слова «карху» (медведь) и никакого отношения к Никополю, Севастополю и прочим схожим по суффиксу потомкам древнегреческой колонизации не имеет.

В городе имеется два полноценных храмовых ансамбля — достопримечательности Каргополя. Они называются Новый Торг и Старый Торг. Вы приезжаете и идёте далее по Октябрьскому проспекту вдоль реки (хотя никакой это не проспект, а просто главная улица тихого северного райцентра). Около автостанции — Троицкая церковь (1878) в византийском стиле. Далее слева вы видите «валушки» — остатки валов деревянного кремля, за ними — Воскресенскую церковь (1675–1700), отмеченную большой сквозной трещиной.

Наконец вы приходите к Новому Торгу — дворищу, классические образцы которого можно наблюдать в Великом Новгороде и Великом Устюге. Он состоит из четырёх зданий. Главный храм — пятиглавый белокаменный Христорождественский собор (1556–1562). Кроме этого собора, есть 62-метровая колокольня (1771–1778), на которую можно залезть с целью получения панорамы патриархального Каргополя. Слева от собора стоит скромная одноглавая Введенская церковь (1802–1810), в которой краеведческий музей (Октябрьский пр., 50). И наконец, церковь Иоанна Предтечи (1740–1751) с оригинальными зелёными куполками, где магазин каргопольских сувениров.

Старый Торг — дальше, через два квартала. Он был главной площадью Каргополя в XVII–XVIII веках. Его составляют Рождественская церковь (1680) с отличным иконостасом и классический для Руси ансамбль зимнего и летнего храмов: маленькая одноглавая Никольская церковь (1741) и Благовещенская церковь (1692), которая примечательна своими каменными узорами и оригинальными непохожими друг на друга окнами. И завершается панорама старого Каргополя классицистической церковью-ротондой Зосимы и Савватия на Горке (1814–1819), внутри которой развёрнута экспозиция «Наследие древнего Каргополя» (иконы северного письма, деревянная скульптура, золотое шитьё). Гражданская же архитектура Каргополя шедевров не имеет, в основном это одноэтажные деревянные дома, между которыми проложены деревянные мостовые.

Город известен изделиями из красной глины (расписные фигурки людей и животных, печные горшки, миски и крынки). На образцы их можно посмотреть в Доме-музее семьи Шевелевых — династии местных мастеров(ул. Гагарина, 30), а купить — в магазине музея в церкви Иоанна Предтечи. Можно совершить ради вида на центр города марш-бросок на другой берег (по мосту обходить около 2 км или на лодках-такси с красным флажком). В окрестных лесах — грибное и ягодное раздолье. Минус Каргополя — поголовное пьянство и вытекающий из этого менталитет местного населения (правда, в большинстве случаев это не перерастает в агрессию).

Каргополь — город в России, административный центр Каргопольского муниципального района в Архангельской области вблизи ее границы с Вологодской областью и Карелией.

Каргополь — один из древнейших городов Российского Севера. Когда именно был основан Каргопольский посад, историки ответить затрудняются. Ряд исследователей выдвигает предположение, что город основан в XI‑XII веках. В 1785 году Гаврила Романович Державин, находясь в должности губернатора Олонецкого края (губернским городом являлся Петрозаводск) посетил Каргополь и обнаружил в одном из монастырей рукопись. В ней говорилось, что белозерский князь Вячеслав, разбив «чудь белоглазую» (финно‑угорские племена), нашел «поле для отдохновения», назвал оное «Каргиным полем», учредил на нем свой «стол» и поставил острог. Изучение других документов о походе на «чудь» и позволило установить дату вероятного основания Каргополя — 1146 год. Вплоть до конца XIV века какие‑либо письменные упоминания о городе отсутствуют.

В XV веке Каргополь становится укрепленным городом и ведет активную борьбу на стороне Новгорода против усиления влияния Москвы на севере. Во время царствования Ивана Грозного, в 1565 году, Каргополь зачисляется в 19 «царских городов», которые обеспечивали содержание опричнины. Интересен тот факт, что Каргополь получил официальный статус города лишь в 1613 году, хотя впервые назван таковым в документах XIV века.

В 1612‑1614 годах Каргополь трижды осаждался польскими войсками. Нападавшие не достигли в этом деле никакого успеха, а жителям города за заслуги перед Отечеством была дарована царская «Похвальная Грамота». В XVIII веке, с выходом России на Балтику, Каргополь начинает терять свое торговое и стратегическое значение и к 1776 году становится уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии.

Достопримечательности города

Христорождественский собор (1552‑1562) — древнейшее каменное здание в городе. Возведение главного собора Каргополя относится к царствованию Ивана Грозного. Собор должен был символизировать богатство и величие торгового города. Место для него выбрано прекрасное: на берегу раздольной Онеги, на центральной площади, которая так и называлась Соборная. Древняя часть собора отражает характерные черты русского каменного зодчества XVI века — монументальность, простоту и выразительность. Изначально собор имел строгую кубическую форму, потом в XVII веке были пристроены северный (Алексия и Филиппа) и южный (Спасский) приделы, а после пожара 1765 года — паперть с запада. После пожара в Христорождественском соборе был также установлен огромный пятиярусный иконостас, которым можно любоваться и сегодня. Замечательный образец декоративно‑прикладного искусства XVIII века по своей композиции, архитектурным деталям и динамичному резному убору иконостас восходит к лучшим образцам церковного искусства. Главная храмовая икона Рождества Христова XVI века находится в Государственном Русском музее. Из росписи собора сохранился лишь фрагмент фрески на западной стене с изображением страшного суда. Собор до сих пор не исследован и хранит множество загадок для архитекторов, строителей, археологов, искусствоведов, краеведов. Сегодня собор входит в состав Каргопольского историко‑архитектурного и художественного музея‑заповедника.

Двухъярусная Соборная колокольня (1772‑1778) построена при императрице Екатерине, по указу которой Каргополь, как и ряд других северных городов России, получил регулярный план. В соответствии с этим планом структура города была подчинена прямоугольной сетке улиц, параллельных реке Онеге. Колокольня была ориентирована на одну из поперечных улиц, выходящих к реке. Однако эта ось оказалась не связанной со сторонами света, которым, согласно канону, подчиняется церковная архитектура. В результате крест на колокольне оказался ориентированным не на восток, а на юго‑восток, вызывая недоумение и противореча трем расположенным в непосредственной близости церквям. В таком виде колокольня простояла с 1778 по 2001 год, когда в неправильно ориентированный крест внезапно ударила молния. Колокольня частично обрушилась, но уже в 2004 году была восстановлена в прежнем виде. Интересен тот факт, что колокольня относилась к Христорождественскому собору, но на ней висели колокола четырех церквей, стоящих на площади, — для каждой церкви звонили свои колокола. Высота трехъярусной колокольни 61,5 метр.

Благовещенская церковь, построенная в 1692 году, исключительно привлекательна благодаря потрясающему разнообразию размеров, форм и особенно богатству отделки окон и наличников. Как и в некоторых московских храмах XVII века, все фасады Благовещенской церкви отличаются друг от друга: ни одно из 30 с лишним окон не повторяет другое. Стены церкви сплошь украшены белокаменными узорами, особенно с восточной стороны. Про южную стену художник Игорь Грабарь писал, что она «может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу, с которым разбросаны по ней узорчатые пятна окон». Узорный карниз, нарядные оконные наличники, подвесные гирьки в пролетах некоторых окон и кружево железных кованых решеток в них при мерцании пятен света и тени, создаваемых сочетанием выступающих и отступающих вглубь деталей орнамента, ‑ все это придает церкви вид какого‑то сказочного дворца.

Церковь Иоанна Предтечи была построена непосредственно перед пожаром в 1751 году. Это самый большой в городе по высоте (35 м) и внутреннему объему одноэтажный трехсветный храм. Церковь Иоанна Предтечи отличается скромным декором, восьмиугольными окнами, завершением трех алтарных апсид в виде кокошников (бочек), необычной формой куполов ‑ с двумя барабанами и двумя луковками, что не характерно для архитектуры Севера. В 1996 году к 850‑летию города церковь Иоанна Предтечи была передана русской православной церкви. 7 июля 2005 года была совершена первая после закрытия храма Божественная литургия.

Воскресенская церковь, построенная в XVII веке, — единственная в городе, сохранившая позакомарное покрытие ‑ полукруглые арочные завершения стен и внутренних сводов храма — закомары. Каменные узоры на окнах не повторяются, так как выполнялись они, как правило, разными мастерами, и каждый старался преуспеть в каменносечной хитрости, как на Каргополье называли обработку камня. Тесное расположение пяти главок Воскресенской церкви, традиционно символизирующих Иисуса Христа и евангелистов, определяет сходство с Успенским собором в Кремле — признак влияния московской культуры. От центральной апсиды в восточной, алтарной, части отходит трещина, разорвавшая толщу стен и сводов храма. Древние мастера не могли полностью учесть будущих подвижек почвы под основанием церкви, поэтому дополнительно скрепляли стены горизонтальными коваными из железа тяжами (стяжками). Такие строительные детали можно увидеть и на других храмах города.

Церковь Рождества Богородицы, построенная в 1680 году с колокольней 1844 года — единственный действующий приход в городе. Церковь была построена на средства купцов Андрея и Климента Пометяевых. В народе церковь получила название «предивная» за ее изящность, миниатюрность и белокаменную резьбу.

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев построена в 1814‑1816 годах на деньги выходца из Каргополя петербургского купца Степана Копосова. По преданию, освящение церкви приурочили к проезду через Каргополь в Архангельск Александра I в августе 1819 года. Церковь Зосимы и Савватия — последнее крупное сооружение города. Каменная церковь построена в новом классическом стиле. Пространственная композиция здания проста ‑ это вытянутый по продольной оси прямоугольник, составленный из объемов храма и трапезной. Храм увенчан массивным круглым барабаном, обработанным колоннадой, и перекрыт плоским куполом. И хотя эта церковь построена в соответствии с законами ордерной архитектуры, в ней сказались и местные традиции: прямо на кровле трапезной поставлена маленькая колоколенка именно так, как ставили звонницы народные мастера на деревянных церквах‑часовенках. Эффектно выглядит подкупольное пространство храма — это великолепный зал, напоминающий парадные залы русских усадеб того времени. Сегодня здесь находится филиал Каргопольского государственного историко‑архитектурного и художественного музея, где устраиваются различные выставки и проводятся выступления фольклорных ансамблей.

Особенность церквей города Каргополь в том, что все они белого цвета.

Помимо многочисленных культовых сооружений в Каргополе сохранилось довольно большое число интересных купеческих особняков. В некоторых из них торговля ведется и сегодня.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть