Достопримечательности города Канаш (Чувашия)

Канаш

Кана́ш (чуваш. Канаш — «совет» — город (с 1925) в России, административный центр Канашского района республики Чувашии

. Население — 45,6 тыс. чел. (2010). Площадь — 18,5 км². По данным переписи населения в 1989 г. — 54,6 тыс. чел. По данным переписи населения в 2002 — 50 593 человек. Основан в 1892, до 1925 назывался Шихраны (чуваш. Шăхран — по имени основателя нас. пункта — Шыхран (чуваш. собств. имя); в 1925 переименован в Канаш (с чувашского «совет»), расположен в 76 км от столицы Чувашии — города Чебоксары. Крупный железнодорожный узел. Находится на 666 км железнодорожного пути от Москвы. Глава администрации города — Родион Алексеевич Мясников.

Промышленность  Город Канаш — это индустриальный город, транспортный центр Чувашии, крупный железнодорожный центр республики. Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности «обрабатывающие производства» в 2008 году (по крупным и средним предприятиям) 6600 млн руб. Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами малыми предприятиями 180 млн руб. В городе 13 крупных и средних предприятий и 12 малых предприятий, 5,9 тыс. человек работающих (29,9 % занятого населения).

                                                                 Город Канаш

Известные уроженцы  Надежда Вейенберг (урожд. Ильина) — российская и нидерландская бегунья. Людмила Алексеевна Шевченко (р. 1945) — артистка цирка, дрессировщица, народная артистка СССР (1988).

                                     Церковь святителя Николая      Город Канаш

8 декабря 1901 г., состоялось освящение построенного деревянного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая. До постройки этой церкви ближайший к станции храм находился в 8 км – в селе Шихазаны, в приход которого входила и станция. Жители Шихран сначала устроили молельню у себя на станции. Из Цивильского женского монастыря была принесена Тихвинская икона Божией Матери. Честный образ был поставлен в здании вокзала, и при нем несли послушание инокини Цивильского монастыря. В этот период в поселке была открыта школа грамоты, переименованная с построением храма в церковно-приходскую. Так продолжалось три года.  Местные жители решили выстроить свой храм. Желание было единодушным, однако своих средств не хватало. На помощь пришли крестьяне двух соседних деревень: Малых Бикших и Атищево – Шихраны (ныне Сугайкасы), которые тоже входили в Шихазанский приход. Весомый вклад внес и петербургский купец И.И. Кудрявцев. Вместе с пожертвованиями жителей станции и крестьян составился капитал, достаточный для постройки храма. Был образован строительный комитет, председателем которого избрали священника Шихазанской церкви отца Гавриила Сироткина. Общее руководство делом возложили на благочинного протоиерея Александра Василевского.

                                                                   Город Канаш                                   

Место для храма было отведено в полукилометре от станции. 27 июня 1901 г. был заложен первый камень под фундамент церкви. Благодаря стараниям членов комитета и прихожан храм построили к 20 ноябрю, а 25 ноября (8 декабря по н.ст.) состоялось его освящение. Из здания вокзала была торжественно перенесена Тихвинская икона Божией Матери. Храму Святителя Николая зодчий придал стройный вид, благодаря чему при незначительной высоте он выглядел величественно. Построенный на возвышенном месте, он с пятью главами и колокольней был виден более чем за 15 км. В 1901 г. при церкви открылась церковно-приходская школа. В голодные годы храм активно помогал голодающему населению Поволжья, так он выделил 109 золотых рублей государству. Храм был деревянный до 1987 года, впоследствии его расширили и выстроили каменный. Храм не закрывался. На территории храма в 1989 году был построен еще один храм, в честь ап. Варнавы, где совершаются и служба и требы (венчание, отпевание и крещение).

                                   Канаш. Церковь Варнавы апостола

Деревянная церковь. Действует.     Престолы: Варнавы Апостола  Год постройки: 1989. Адрес: респ. Чувашия, г. Канаш, ул. Филатова, 2 Проезд: от вокзала пешком 5-7 минут Координаты: 55.515131, 47.488142                      На территории Никольского храма города Канаш в 1989 году был построен и освящен архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой храм, в честь апостола Варнавы, где совершаются и служба и требы (венчание, отпевание и крещение).

                    Канаш. Церковь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”

Скорбященская церковь

Церковь. Действует.     Престолы: “Всех скорбящих Радость” иконы Божией Матери  Год постройки: Между 2001 и 2008. Адрес: 429332 Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Трудовая, д. 2 «а» Проезд: от вокзала до ост. “Заводская” или “ВРЗ”, 10-12 минут Координаты: 55.518975,47.522281                      История храма 2001 год начало подготовки документов для строительства нового храма в районе вагоноремонтного завода г. Канаш Чувашской Республики. 2003 г. место для строительства храма освящено благочинным Канашского района протоиереем Александром (Михайловым). Начата раскопка котлована для закладки фундамента. 2004 г. работа в епархии с документацией на проведение электричества к будущему зданию церкви. 2005 год – начало строительства храма. 2006 год – окончание строительства храма 29 мая 2006г.- освящение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» совершил Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Рядовыми священниками назначены: Иерей Алексий (Сущев), Иерей Серафим (Атаманенко). 2007 год – 1 сентября Указом Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы настоятелем храма назначен протоиерей Александр (Ермолаев). Декабрь 2007 года – с благословения настоятеля о. Александра (Ермолаева) начала работу Воскресная школа 2008год – завершение строительства колокольни, поднятие купола 2009 год – завершено установление ограды на территории церкви. Закончено строительство кирпичных ворот при входе на территорию церкви.

                                                       Краеведческий музей г. Канаш

Телефон: (83533) 4-17-11 Адрес: 429335, Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Железнодорожная, 85 Проезд: 500 м от автовокзала и железнодорожного вокзала ст. “Канаш” Режим работы:* Ежедневно с 8.00 до 17.00, кроме понедельника Памятные даты и ежегодные мероприятия:     дата открытия   – 20.02.1969     9 мая     – День Победы     23 февраля     – День защитника Отечества     18 мая     – Международный день музеев     1 октября     – День пожилого человека     24 июня     – День государственности Чувашской Республики     25 апреля     – День чувашского языка     16 ноября     – День рождения Михаила Сеспеля

Описание:     Музей был открыт 20 февраля 1969 года. С 1988 года по апрель 1991 года музей был закрыт на капремонт и реэкспозицию. В музее существуют три зала: в первом располагается отдел этнографии, в котором можно познакомиться с чувашской национальной одеждой, украшениями, проследить историю района по вещевым, фото- и документальным материалам. Во втором зале находится отдел природы, в третьем – выставочный зал, единственный в городе. В зале устраиваются разнообразные выставки художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, выставки к памятным датам, юбилеям. Также проводятся различные мероприятия: презентации, встречи с интересными людьми, музейные посиделки Основатель: Синицын Сергей Максимович (1910-1990) Основные экскурсии:     Обзорная экскурсия по Канашскому краеведческому музею     Экскурсия по отделу природы Канашского краеведческого музея     Экскурсия по отделу этнографии Канашского краеведческого музея     И.Я.Яковлев – великий сын чувашского народа     Чувашский поэт Михаил Сеспель     Сердце, пробитое пулей (о Константине Кольцове)     Канаш и канашцы в годы ВОВ     Герои Советского Союза – наши земляки     Канаш вчера, сегодня, завтра     Улицы города рассказывают     Городские памятники

                                                                             Город Канаш

Местные достопримечательности города Канаш:     Дом, в котором в годы Великой Отечественной войны размещался эвакогоспиталь №3062  Дома, в которых в годы Великой Отечественной войны размещался эвакогоспиталь №3070  Братское кладбище (11 могил) советских воинов, умерших от ран в госпиталях г. Канаша  Братская могила 11 борцам за укрепление советской власти, погибших во время кулацко-эсеровского мятежа в 1921 году  Здание учительской семинарии, 1914 г.  Водонапорная башня ж/д станции Канаш-Восточный, 1925 г.  Водонапорная башня ж/д станции Канаш-Западный, 1892 г.

                                                                        Город Канаш

Мемориальный комплекс М. Сеспеля Телефон: (83533) 75-5-20 Адрес: Чувашская Республика, Канашский район, д. Сеспель, ул. Школьная д. 66 Проезд: Маршрутное такси “Чебоксары – Сеспель” в субботу, воскресенье 10.40, 15.15; маршрутное такси “Чебоксары – Канаш – Сеспель” в течение дня Режим работы:* Ежедневно с 10.00 до 18.00, выходной – воскресенье.  Внимание: только по предварительной договоренности

Памятные даты и ежегодные мероприятия:     дата открытия   – 16.11.1974     18 мая     – Международный день музеев     16 ноября     – День рождения Михаила Сеспеля

Описание:     Мемориальный комплекс “Родина М. Сеспеля” включает в себя дом, в котором родился поэт, парк, клуб. В парке имеется бюст М. Сеспеля.     Материалы музея повествуют о периодах становления поэта, раскрывают его литературную и трудовую деятельность. Основная цель – раскрыть этапы формирования личности поэта, показать истоки его поэтического вдохновения.     По представленным экспонатам можно узнать об особенностях быта чувашской деревни рубежа XIX – XX веков

Основные экскурсии:     Жизнь и деятельность М. Сеспеля

                                                                     Город Канаш

История города Канаш Как известно, город Канаш возник из небольшого поселка Шихраны. А как возникли сами Шихраны? По утверждению историка-краеведа Л.И. Иванова, поселок образовался на основе селения Атищево, основателем которого был чуваш Атищ, принявший мусульманскую веру.  В 1588 г. Атищ переселился со среднего течения реки Вятка, т.е. с Арской земли, где проживало чувашское население. В писцовой книге Свияжского уезда за 1646-1647 г.г. сказано, что в Атищево в то время было три двора. Спустя сто лет число дворов возросло до 132.      В конце 17 века из Атищева выделились крестьяне, переселившиеся на территорию нынешнего Комсомольского района, где основали деревню Новое Бикмурзино. Сама деревня Шихраны образовалась в результате второго притока чувашского населения из Казанского уезда в 60-х г.г. 17 века, которая входила в состав Арской дороги.       В 1781 г. Шихраны и Атищево зачислили в Цивильский уезд. Вскоре они слились в одну деревню и стали называться Атищево -Шихраны (по “мирскому” Шихраны).       В 1784 г. здесь проживало 148 человек. К 1796 г. из Атищева -Шихраны выделился околоток Сугайкасы, в 1811 г. – Мурзыванкасы и Огушкасы. В некоторых документах Атищево -Шихраны тоже выступают как Старое Бикмурзино.       В 1905 – после строительства церкви – Шихраны стали называть селом. В 1917 г. в нем проживала 1447 человек.       Шихраны в начале 90-х г.г. 19 века, располагались в лесистой местности, богатой дубовыми лесами. В хозяйстве чувашских крестьян ведущее место занимало земледелие. Основными хлебными культурами являлись рожь, овес, которые занимали до половины посевной площади, выращивали картофель. Урожайность зерновых была низкой, вследствие низкого уровня агротехники в засушливые годы хлеб не урождался.       Важным подспорьем были животноводство, охота, домашние промыслы, под влиянием русских распространялось пасечное пчеловодство.       Лес давал материал для строительства и на изготовление разных орудий труда, а также топлива.       Казалась, ничто не изменит быт селян, каким он был уже на протяжении многих лет. На царская Россия вступила в период бурного развития капитализма, который пришелся на 90-е гады ХIХ века. С развитием крупной промышленности и формированием внутреннего рынка расширились и транспортные связи. Tогдa-то и появился проект соединения Москвы с Казанью. Для постройки и эксплуатации новой дороги была создано Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги. Во главе общества, в качестве председателя, был поставлен крупный магнат фон Мекк. 

     В июне 1890 г. в Цивильский уезд была направлена экспедиция по изысканию возможной прокладки железнодорожной линии в пределах Казанской губернии. Трассу будущей дороги избрали через сложившиеся торговые и промышленные пункты, какими являлись старинные города Саранск и Алатырь, хотя были еще три варианта прокладки трассы, но все они предусматривали одно и то же направление от Алатыря до Казани. При выборе направления дороги учитывались лесные богатства и черноземные, богатые хлебом, районы.       15 июня 1891 г. выходит распоряжение императора России Александра II разрешающее Акционерному обществу Московско-Казанской железной дороги приступить к строительным работам от Рязани до Казани и отчуждать земли, потребные, для сооружения новой железнодорожной линии.       Эта линия проходила по территории Цивильского уезда, включая земли, где находилось селение Шихраны.       На постройку намеченной дороги предстояло привлечь большое количество рабочей силы, ибо весь громадный объем работы предстояло выполнить вручную. Акционерному обществу нужна была немалая рабочая сила. Из циркуляра Казанской губернской земской управы в Цивильскую уездную земскую управу по вопросу строительства Рязанско-Казанской железной дороги от 22 августа 1891 г.       “Строитель Рязанско-Казанской линии Рязанской железной дороги инженер Антонович 11 августа уведомил губернскую управу, что к сооружению Рязанско-Казанской железной дороги будет приступлено осенью текущего года, а именно будут производиться следующие подготовительные работы: рубка и разработка лесов, пересекающих проектированную линию железной дороги, забивка свай и шпунтовых рядов и на мостах, плотничные на них работы, заготовка шпал, развозка шпал и рельсов, заготовка и развозка камня и кирпича, кроме сего будут начаты еще земляные работы. 

     Ко всем указанным работам за исключением земляных, будет исключительно привлечено местное население …       Но, желая привлечь к возможно широкой степени местное население и к земляным работам, г. Антонович полагал бы производить их на следующих началах: подрядчиков приглашать, по возможности, местных, в виду того, что они шире воспользуются трудом местных рабочих,… лишь в случаях недостатка в местных подрядчиках работы будут сданы пришлым подрядчикам, но сим последним будет вменяться в непременную обязанность производить эти работы преимущественно трудом местных рабочих путем найма их на поденную работу или сдачи работы артелям рабочих сдельно…”.       Засушливый, неурожайный 1891-й год, когда население Поволжья сильно страдало от голода, оказался очень кстати для Акционерного общества: все строительные работы были начаты в тот тяжелый год одновременно по всей трассе будущей дороги, ибо рабочих было предостаточно. Только вот оплата их тяжелого труда производилась по чрезвычайно низким, произвольно установленным расценкам. Как вспоминал житель дер. Малые Бикшихи Н.К. Кириллов, работавший “поденщиком” на строительстве дороги, рабочим не были созданы никаких элементарных бытовых условий. Они, плохо обутые и одетые, как правило, спали под открытым небом, скрываясь от непогоды под деревьями. Питание часто ограничивалось хлебом и водой. Много было больных и вместо уходивших со стройки приходили новые рабочие.       В ходе строительства дороги на территории Цивильского уезда было принято решение о постройке станции. При ее проектировании в учет ставилось наличие в ближайшем округе ряда крупных сел. И под станцию оказалась наиболее предпочтительней территория вблизи селения Шихраны. Из сообщения начальника Казанского отделения инженера И.И. Житницкого на запрос Цивильской уездной земской управы от 23 июня 1893 г.: ” … Имею честь уведомить, что в пределах Цивильского уезда будут находиться станции: “Урмары” IV класса на 708 версте 425 пи¬кет и “Шихраны” III класса на 671 версте 789 пикет”.       Так появилась станция Шихраны. В 1892 г. был выстроен вокзал (одноэтажное деревянное здание). В этом же году на станции открылась первая винная лавка, принадлежавшая торговому дому “Братья Таланцевы”.       Новая станция находилась на очень выгодном месте, ибо имела в округе несколько крупных сел и прежде всего село Шихазаны, где еженедельно проходили базары и один раз в год – ярмарка. Торговый оборот базара и ярмарки по тем временам был очень высок. Это и предопределило появлению станции Шихраны.       В первые годы станция имела примитивное техническое оснащение: путевое хозяйство состояло из одной главной линии, одного разъездного пути и двух небольших Тупиковых путей для постановки вагонов под погрузку и выгрузку. На станции были возведены оборотное паровозное депо на 2 стойла, водонапорная башня, дом для технических служб, где была комната для пассажиров, отдельный дом для жандарма и два небольших дома для проживания служащих дороги. Возле тупиковых путей находились небольшой пакгауз, два хлебных амбара. Площадь, отведенная под станцию, была небольшой: она занимала в длину менее 500 метров. Полезная длина приемо- отправочных путей составляла не более 400 метров. Техническое вооружение станции, как и всей линии, было крайне низкое. Рельсы были уложены старо годные, легковесные, снятые с других участков. Шпалы укладывались без пропитки на мелкопесчаный балласт. Средства связи и сигнализации станции были примитивные. 

     22 декабря 1893 г., согласно журналу освидетельствования участка Рязанско-Казанской железной дороги от станции Сасово до станции Казань, вступила в строй новая железная дорога Сасово- Свияжск, а 15 июня 1894 – Свияжск-Казань.       С 22 декабря 1893 г. стала функционировать и станция Шихраны, располагавшаяся на линии Сасово- Свияжск. Эта линия была построена за короткий сроки обошлась по оценке того времени “весьма дешево – всего 32 тысячи рублей с версты”.       Пропускная способность дороги была рассчитана на две пары пассажирских или товарно-пассажирских и столько же пар товарных поездов в сутки. Паровозное депо станции Шихраны предназначалось для приема паровозов для мелкого ремонта, отстоя пассажирских и товарных паровозов в суровые зимние времена, чтобы их не заморозить.       Благодаря завершению строительства дороги заметно ускорилось экономическое развитие районов, по которым проходила эта дорога. И это хорошо прослеживается на примере станции Шихраны.       До постройки железной дороги район станции Шихраны был богат дубовыми лесами. Ценная древесина хотя и находила сбыт, но вывоз ее был затруднен. Дуб вывозили гужом на Волгу и далее отправляли по воде. Из-за отсутствия удобных путей сообщения другие породы леса и сельскохозяйственные продукты почти не находили выхода на широкий рынок.       После завершения строительства железной дороги и открытия: станции Шихраны появился удобный выход на рынок лесных и сельскохозяйственных товаров. Это вызвало усиленную эксплуатацию лесов, увеличение товарного производства сельскохозяйственных продуктов и положило начало развитию кустарного производства.       Менялся облик и самой станции. Если в 1891 г. в поселке Шихраны были 4 мельницы, 1 кузница, в которых работало 5 человек (мельницы за год перерабатывали 7200 пудов зерна), то в 1897 г. (по журналу генеральной проверки торгово-промышленных предприятий Цивильского уезда) при станции Шихраны имелись буфет, лавка съестных припасов в здании вокзала мещанки Свешниковой (новый деревянный вокзал был построен в 1896 г:), постоялый двор унтер офицера Филиппова, лавка крестьянки дер. Большие Бикшихи Арефьевой. 

     В 1898 г. на станции стали вести закуп зерна через скупочные пункты предприниматели Н.Я. Абалымов, Л.С. Рыжов, А.С. Мочалов, Д. Филиппов, К.Н. Арефьев, Ф. Терентьев и др., всего 9 человек. На станции появились лесные и яичные склады, хлебные амбары. Местные и приезжие купцы скупали по дешевке у чувашских крестьян хлеб, яйца, птицу, строительный лес; дубовую клепку, дрова и всю другую продукцию, которая давала им прибыль. Появились на станции склады и иностранных купцов. Так, в 1899 г. француз Шевалье построил склад для дубовой клепки, а через год открывается предприятие турка Триандафильди по закупке зерна.       В 1900 г. при станции Шихраны уже 22 купца имели складские помещения по закупке зерна, яиц, клепки. 7 предпринимателей держали лавки, трактир, буфет и 2 мельницы. Приобретает патент на склад дубовых клепок московский купец Д.И. Ксенофонтов.       Вокруг станции стали возводиться дома местных купцов и лесопромышленников. С каждым годом росло число желающих обосноваться при станции. И 23 июня 1901 г. сельский сход Шихранского общества Сиделевской волости Цивильского уезда Казанской губернии принял решение об образовании нового поселка при станции Шихраны и обратился в Цивильскую земскую управу с просьбой: “Ходатайствовать через Цивильскую земскую управу о разрешении нам образовать новый поселок близ станции Шихраны по обе сторо¬ны линии, на что и составлять план, причем ширина дворовых участков должны быть не менее 12 саженей (1 сажень – 2,13 м, примечание от составителей) и длина тридцати саженей, через каждые шесть дворов переулок.       В деревне Шихраны в то время насчитывалось 422 души и 212 домохозяев, имеющих право голоса. За данное решение проголосовало149 человек. В административном отношении Шихраны входили в состав Сиделевской волости Цивильского уезда Казанской губернии.       В 1903 г. в Шихранах начала работать телефонная станция. Правда, ее отдаленность от железнодорожной станции вызывала немало нареканий со стороны торговцев. 14 июня 1908 г. Цивильская уездная управа обратилась в Казанскую губернскую земскую управу с просьбой о переводе телефонной станции с окраины поселка Шихраны ближе к железнодорожному вокзалу: “Уездной земской управе сделано заявление со стороны торговцев при ст. Шихраны о том, что нанятое под земскую телефонную станцию помещение в доме Мамушкина представляет большие неудобства вследствие того, что она находится на самой окраине селения, а не вблизи железнодорожного вокзала, служащего обыкновенно местом собрания и частых сделок местных и приезжих торговцев… Воспользоваться телефоном… не всегда представляется возможным и удобным и в хорошую погоду, а тем более в осеннюю и весеннюю распутицу, а также зимою при снежных заносах … Вследствие … пользование телефоном будет доведено до минимума и вместо телефона будут пользоваться телеграфом, так как почтово-телеграфную контору по тем же самым соображениям предполагается перевести ближе к вокзалу, чем она находится теперь. Таким образом, телефонная станция, поставленная в невыгодные условия, не будет в состоянии конкурировать с телеграфом. 

                                                  карта республики Чувашия

     В 191О г. на станции Шихраны открылся фельдшерский пункт с одним фельдшером. В эти же годы вступил в строй тракт Цивильск Шихазаны – Шихраны, который еще более усилил роль станции Шихраны в развитии торговли в Цивильском уезде. И об этом красноречиво говорят документы тех лет.       Январь 1911 г. Из сообщения Цивильского уездного исправника Казанскому губернскому правлению по поводу законопроекта о реформе полиции: “Через Цивильский уезд, разрывая его на две почти равные половины, проходит на протяжении 70 верст линия Московско-Казанской железной дороги с двумя станциями – Урмары и Шихраны. Пассажирское движение довольно значительное, так как через эти станции и в особенности Шихраны едут на Казань и в Москву жители Цивильского, Ядринского, Козьмодемьянского и частью Тетюшского, Чебоксарского и Свияжского уездов Казанской губернии. Движение значительно только по закрытии навигации на Волге. Что же касается товарного движения на этих станциях, то через них отправляется на Казань и главным образом на Москву торговцами хлеб, яйца, лесные изделия, битая птица и другие товары: со станции Шихраны до 2870 вагонов в год, стоимость отправляемого товара до 2.366.500 рублей и со станции Урмары до 1030 вагонов в год со стоимостью отправляемого товара до 1.558.000 рублей”.       23 января 1911 г. Из сообщения податного инспектора Цивильского уезда Казанской губернии Цивильскому уездному исправнику: “Торговый оборот за 1909 год по всем предприятиям {торговым и промышленным) был около четырех миллионов рублей. Большая половина этого оборота приходится на долю предприятий по скупке хлеба в зерне, куриных яиц, лесных материалов и домашней птицы. Предприятия эти сосредоточены на ст. Шихраны Московско-Казанской ж.д., пункт этот является единственным торговым центром в уезде”.       А вот отчет Цивильского уездного исправника за 1913 год: “Торговля в Цивильске понижается ежегодно. Раньше он был довольно значительным центром по скупке хлеба, и в город привозился для продажи хлеб не только жителям Цивильского уезда, но и соседних уездов: Чебоксарского, Ядринского и Козьмодемьянского.       В 1893 году была выстроена Московско-Казанская ж.д., пересекшая центральную часть уезда и оставившая город Цивильск в стороне на 37 верст. Торговля в городе Цивильске тотчас же стала падать и начала сосредотачиваться в поселке, образовавшемся при железнодорожной станции Шихраны.       С годами этот поселок разрастался и в настоящее время представляет из себя крупный торговый пункт, в котором живут до сорока представителей более или менее крупных фирм, покупающих у жителей Цивильского, Свияжского, Ядринского, отчасти Чебоксарского уездов хлеб, дубовую клепку, доски, брусья, яйца, птицу”.       С ростом товарооборота в Шихранах развивалось кустарное производство, строились мелкие предприятия, рос и сам поселок. В его жизни произошло немало важных событий.       8 декабря 1901 г., например, состоялось освящение построенного деревянного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая. До постройки этой церкви ближайший к станции храм находился в 8 км – в селе Шихазаны, в приход которого входила и станция. Жители Шихран сначала устроили молельню у себя на станции. Из Цивильского женского монастыря была принесена Тихвинская икона Божией Матери. Честный образ был поставлен в здании вокзала, и при нем несли послушание инокини Цивильского монастыря. В этот период в поселке была открыта школа грамоты, переименованная с построением храма в церковно-приходскую. Так продолжалось три года. Местные жители решили выстроить свой храм. Желание было единодушным, однако своих средств не хватало. На помощь пришли крестьяне двух соседних деревень: Малых Бикших и Атищево – Шихраны (ныне Сугайкасы), которые тоже входили в Шихазанский приход. Весомый вклад внес и петербургский купец И.И. Кудрявцев. Вместе с пожертвованиями жителей станции и крестьян составился капитал, достаточный для постройки храма. Был образован строительный комитет, председателем которого избрали священника Шихазанской церкви отца Гавриила Сироткина. Общее руководство делом возложили на благочинного протоиерея Александра Василевского.       Место для храма было отведено в полукилометре от станции. 27 июня 1901 г. был заложен первый камень под фундамент церкви. Благодаря стараниям членов комитета и прихожан храм построили к 20 ноябрю, а 25 ноября (8 декабря по н.ст.) состоялось его освящение. Из здания вокзала была торжественно перенесена Тихвинская икона Божией Матери. Храму Святителя Николая зодчий придал стройный вид, благодаря чему при незначительной высоте он выглядел величественно. Построенный на возвышенном месте, он с пятью главами и колокольней был виден более чем за 15 км.       В 1901 г. при церкви открылась церковно-приходская школа. Другим не менее важным событием в истории Шихран стало открытие в октябре 1911 г. земской начальной школы. Из отчета заведующей Шихранской земской школы М.Ф. Плотниковой в Цивильскую уездную земскую управу от 13 октября 1912 г.: “В двух отделениях Шихранской земской школы на 15 сентября 1912 г. обучалось 90 учащихся (в первом отделении 67, во- втором 113), в т.ч. 63 мальчика и 27 девочек. Из них по национальности: чуваш – 50, русских – 40, по социальному положению: дети крестьян – 84, мещан – 6”.       Школа размещалась в наемном помещении. При ней земли не было. В 1912 с (в здании, которое находилось рядом с кинотеатром “Мир”) начались занятия в высшем начальном училище.       В эти годы произошли изменения и на самой станции. В 1913 г. Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги приступило к строительству железнодорожной линии Арзамас- Шихраны, которая по территории Чувашии протянулась более чем на 90 км. На строительные работы нанималось много местных жителей из близлежащих селений. Поставлял шпалы Алатырский лесопильный завод А.С. Кривцова, по госзаказу поставлял шпалы и Милютинский завод “Волго-Каспийского лесопромышленного и торгового акционерного общества”. По заявлению владельцев завода поставка шпал была для них убыточной. Каждая шпала обходилась заводу в 75 копеек; казна же платила только 45 копеек. И, чтобы не быть себе в убыток, на стройку поставлялись шпалы из менее твердой древесины.       Строительство новой железнодорожной линии шло крайне медленно, ибо все строительные работы велись вручную, а тут еще революционные коллизии в стране. Поэтому эта линия в постоянную эксплуатацию была сдана только в начале 1919 года.       И все же строительство новой линии способствовало превращению Шихраны в узловую станцию. Здесь дополнительно были уложены два приемо-отправочных и несколько тупиковых путей. Было построено небольшое паровозное депо на четыре места, и при нем дом отдыха паровозных и кондукторских бригад. Однако станция оставалась технически крайне плохо развитой, мало чем отличаясь от полустанков. Акционерное общество к постройке намеченной новой станции Шихраны -II так и не приступило, хотя для этого был выделен земельный участок и даны необходимые разрешения, какие требовались от властей.       Акционерное общество не построило ни одного капитального здания для нужд железнодорожников, даже не пожелало построить новый вокзал. Между тем, на станции особенно остро ощущался недостаток жилья. Большинство железнодорожников проживало в частных неблагоустроенных квартирах, не отвечающих никаким санитарным нормам. Из-за дороговизны платы за частную квартиру железнодорожники проживали очень скученно, иногда по две-три семьи вместе.       Остро стоял вопрос и по медицинскому обслуживанию населения, которое вынуждено было обращаться в Шихазанскую земскую больницу, лишь в 191О г. при станции Шихраны для железнодорожников был открыт фельдшерский пункт с одним фельдшером. 

______________________________________________________________________________________________________ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО: Команда Кочующие. Краткая чувашская энциклопедия http://gov.cap.ru/ Сайт Википедия. http://www.canash.ru/ http://www.museum.ru/ http://sobory.ru/    (фото пользователя: Наталия) фото Юрия Алексеева.

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть