Достопримечательности города Емва (Коми)

Церковь Богоявления Господня в деревне Ляли

Церковь Богоявления Господня в деревне Ляли

Согласно Клировой ведомости Ляльской Богоявленской церкви за 1907 год ныне существующая каменная церковь была построена в 1852-1856 годах вместо деревянной. Кирпичный двухэтажный храм, интересный сочетанием традиционной объемной композиции с декором в духе эклектики. В условиях гонений на церковь был закрыт в Коми АССР последним — в конце 1941 г., после чего его помещения использовались под склад. В 1992 г. здание было передано в безвозмездное пользование православной общине, а в 1999 году возвращено Сыктывкарской и Воркутинской епархии Московского Патриархата Русской Православной церкви. Реставрационные работы еще не осуществлены.

Часовня Введения во Храм Пресвятой Богородицы д. Средняя Отла

Часовня Введения во Храм Пресвятой Богородицы д. Средняя Отла

Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы находится на территории деревни Средняя Отла Княжпогостского района.

Первоначальное здание часовни было построено в 1781 году, когда оно пришло в негодность, его разобрали и в 1838 году возвели новое здание. Часовня деревянная, построенная силами и на средства местных жителей. На фасаде строения у дверного проема сохранилась памятная надпись о мастере, который строил эту часовню: «1838 годъ. Строитель Алексей Лапинъ. Мастер А.Л.».

После Октябрьской 1917 года повсеместно стали закрывать церковные учреждения. Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы была закрыта в 1932 году. Тогда здание довольно быстро сделали складом и не изменяли ничего вплоть до 80-х годов прошлого века. Именно быстрое переоборудование под склад и его постоянное использование позволило полностью сохранить весь иконостас часовни. Деревянное строение часовни также сохранилось.

Надо отметить, что иконостас изготовил Фалалей Жаков — отец известного зырянского ученого Каллистрата Жакова. Наверняка и сам Каллистрат, которому тогда было уже 12 лет, помогал отцу в работе.

В иконостасе сохранены местного письма иконы 17-19 веков, оставшиеся от предыдущей часовни.

В настоящее время часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы является действующим культовым объектом, здание отремонтировано, часть икон возвращена в часовню, остальные хранятся в музее, но с них сделали копии и повесили в храме.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы д. Онежье

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы д. Онежье

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы находится на территории села Онежье Княжпогостского района.

Здание храма старинное, постройки 50-х годов 19-го века. Его построили в строгих классических формах. Затем на средства купца Козлова к храму пристроили трехъярусную колокольню. Колокольня была выполнена в стиле модерн, с двух сторон к ней построили красивые лестницы, ведущие на второй этаж храма. Они были выполнены как закрытые галереи с аркообразными окнами. Венчанием колокольни служит высокий шатер с крестом.

Церковь была закрыта для проведения богослужений с 1930 года до 2000 года. Культовое здание использовалось не по его прямому назначению, и только после 2000 года его передали Православной Церкви.

В настоящее время церковь Рождества Пресвятой Богородицы является действующей, проводятся работы по восстановлению здания и реконструкции интерьеров.

Краеведческий музей им. П.А. Сорокина с. Туръя

Краеведческий музей им. П.А. Сорокина с. Туръя

Вымское село Туръя знаменито своими людьми, прославившими Коми край. Это и известный ученый социолог Питирим Сорокин, чье имя присвоено музею, поэт — песенник Федор Щербаков, первая коми женщина-художница Анна Петровна Сухарева, Скульптор Юрий Борисов, спортсмен — чемпион Коми АССР по лыжам Иван Щербаков, художник Николай Жилин.

Краеведческий музей расположен в крестьянской избе, он воссоздает интерьер крестьянского дома с русской печью, полатями, лавками вдоль стен. Присутствуют кухня, горница, холодный коридор, чулан и сарай. В хозяйственной части дома установлены орудия труда коми крестьян. На одной из экспозиций представлено снаряжение охотника. Гордость музея — старинный ткацкий станок, который подарила музею одна из жительниц д. Луг, на нем мастерицы и сегодня ткут половики. В музее создан уклад патриархальной жизни села.

Памятный знак в с. Туръя, посвященный 110-летию со дня рождения выдающегося ученого социолога П.А. Сорокина

Памятный знак в с. Туръя, посвященный 110-летию со дня рождения выдающегося ученого социолога П.А. Сорокина

поставлен в 1999 году. Проект Игоря Пылаева.

Представляет с собой плиту из серого гранита с барельефным изображением великого ученого. На табличке надписи на коми и русском языках: ” 23 января 1889 года в селе Турья родился всемирный известный социолог, философ Питирим Александрович Сорокин«.

Деревня Кони

Деревня Кони

Деревню Кони всегда выделяло то, что здесь живы традиции народного зодчества еще 18 века. Впервые село упоминается в дозорной книге с 1608 г.

Жители деревни Кони занимались сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Здесь были мастера на все руки: они делали лодки, катали валенки, выпускали ездовые повозки, конные сани, бочки, кадки, изделия из бересты. Были развиты индивидуальный пошив одежды и обуви, изготовление тканей из шерсти, конопли, льна. Занимались в деревне смолокурением, производством дегтя.

Облик деревни не менялся на протяжении веков: на высоком берегу Выми, среди широких полей — недлинные «порядки» изб, свободно следующих изгибам реки. Они прерываются группами высоких глухих амбаров, расставленных вокруг колодцев.

Избы с фронтонами на фасадах симметричны, в каждой половине по три или по два окна, и в центре — высокое крыльцо, ведущее в сени. Крыльца устроены на высоких столбах, крыши у них в два ската или даже в четыре ската, если они защищают еще вход в подполье с улицы. Избы просты, но все что мог придумать хозяин или мастер для украшения своего крыльца, он применит: тут и фигурные столбы, и излюбленные арочки, и вылепленные зубчатые подзоры, и роспись. Кое-где на фронтончиках большие сквозные выпиленные или накладные узорные круги, а то и просто две округлые дырки. Круг — символ солнца, и все это — следы языческого прославления солнца, отзвук верования далеких предков. Крыльца развертываются перед прохожим одно за другим, и вы не увидите двух одинаковых.

Село Княжпогост расположено к северу от столицы Республики Коми — города Сыктывкара. По всей видимости, в далеком прошлом в этом месте была резиденция вымских князей, управлявших Пермью Вычегодской, отчего и возник такой топоним. Это одно из древнейших поселений на реке Вымь.

Находки археологов свидетельствуют о том, что люди здесь жили уже давно. Близ села были обнаружены следы древнего укрепленного городища с валами и рвами. Первое же письменное упоминание поселка относится к 1490 году.

Главная достопримечательность села Княжпогост — каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1830 году. Вернее то, что от нее осталось. В настоящее время церковь не действует, представляет собой руины. Старинный храм постепенно разрушается, недавно рухнула одна из его стен.

По другую сторону реки Вымь на ее правом берегу расположен районный центр Княжпогостского района — город Емва. Город получил свое название от местного названия реки Вымь — Емва («священная вода»). Этот населенный пункт достаточно молодой, возник в 1930-е годы, назывался сначала поселком Железнодорожный. Городом Емва он стал в 1985 году.

В недавнем прошлом это был один из островков архипелага ГУЛАГ. Именно узники строили тракт Сыктывкар — Княжпогост и железную дорогу. В поселке Железнодорожный располагалось управление Севжелдорлага. Северный железнодорожный лагерь существовал с 1938 по 1950 годы, численность заключенных доходила до 85 тысяч человек.

Здание управления Севжелдорлага строили китайцы. Наверное, поэтому с виду оно немного напоминает китайскую пагоду. Построенное в 1937 году двухэтажное деревянное здание управления лагерем дошло до наших дней. После ликвидации лагеря в 1949 году в нем разместилась школа ФЗУ, затем профтехучилище. В настоящее время здание заброшено.

Еще одно напоминание о сталинских репрессиях — здание начальной школы поселка спецпереселенцев Выль-Ордым. В 1960-е годы здание было перевезено в Железнодорожный, и сейчас в его стенах размещается спортивный комплекс города Емва. В 2003 году в Емве был создан общественный музей Истории репрессий на территории Княжпогостского района. Это один из лучших музеев Республики Коми, посвященных теме ГУЛАГа. Он занимает три комнаты в Доме детского творчества. Адрес музея: г. Емва, ул. Пионерская, 20.

В городе Емва также работает Княжпогостский районный историко-краеведческий музей. Музей был основан еще в 1969 году на общественных началах, в 1990 году был передан государству. Музей размещается в деревянном двухэтажном здании 1930-40-х годов постройки (бывший военкомат). Представлены экспозиции: «Природа Княжпогостского района», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Золотая галерея земляков», «Возвращение П.А. Сорокина», «Модели морских судов». Также раскрыта тема политических репрессий.

Кстати, русские в Княжпогостском районе в меньшинстве. Свыше 75% населения района — коми. Численность населения в самом городе Емва — около 15 тысяч человек. Примерно в 60-70 километрах к северо-востоку от Емвы (близ станции Синдор) расположено озеро Синдорское — второе по величине среди всех озер республики Коми. Это озеро является памятником природы, здесь создан комплексный заказник. Озеро уникально движущимися островами — кочующей по поверхности озера торфяно-растительной сплавиной. Озеро богато рыбой, а его дно сложено целебным илом — сапропелем.

Как доехать до села Княжпогост?

Попасть в Емву можно на автомобиле (трасса Сыктывкар — Сосногорск) или на общественном транспорте: на автобусе Сыктывкар — Емва, либо на поезде. Через Емву проходит железная дорога Котлас — Воркута (станция Княж-Погост), а также автомобильная трасса Сыктывкар — Сосногорск. В село Княжпогост на другой берег реки можно попасть только на лодках. Автодороги туда нет.

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть