Достопримечательности города Далматово (Курганская область)

Датировка памятника: конец XVIII — начало XIX в.

Местонахождение: Курганская область, Шадринский район, г. Шадринск

spaso-pr sobor_1

Спасо-Преображенский собор — первая каменная постройка города Шадринска. Собор заложен в 1771 г. с благословения епископа Тобольского Варлаама. Строительством руководил настоятель Успенского Далматовского монастыря игумен Адам Аркудинский.

Строительство собора велось в два этапа: конец XVIII века — строятся здания храмов, в 1820-1821 годы — колокольня. Архитектурный ансамбль собора, состоящий из главного храма, апсиды, двухпридельного храма и колокольни (ныне утраченной), искусствоведы относят к «украинскому» барокко не без влияния русской архитектуры. В первой половине XIX века к собору с запада была пристроена колокольня. Колокольня представляла собой крупный трехъярусный объем, шпилевое завершение которого несло черты высокого классицизма. В третьей четверти XIX века северной и южной стороны колокольни были пристроены две комнаты для размещения в них ризницы и помещения для сторожей, при этом паперть, находящаяся с западной стороны колокольни, была обращена в притвор. В 1903 году к северной и южной стороне этого притвора были возведены каменные пристрой для канцелярии, архив, библиотеки и ризницы и выстроен портик главного (западного) входа, который к тому же выполнял функции паперти.

В 1867 году профессор живописи Е. С. Сорокин по рекомендации Ф. А. Бронникова выполнил живопись для иконостаса собора. Были написаны десять образов. Эта работа велась пo поручению шадринского купца А Г. Шишкина. Резьба иконостаса отличалась большой пышностью.

В 1889 году художник Павел Никулин изобразил во впадинах стен угодников Божьих, расписал колонны в цвет мрамора. В этом же году на средства купца М. Соснина были выполнены иконостасы придельных алтарей. Иконы нижнего ряда этих иконостасов были одеты в серебряные позолоченные с камнями ризы. Пожертвованы они были богатыми купцами Шадринска Сосниным и Жиряковым.

spaso-pr sobor_2

В 1907 году московский художник В. И. Звездин выполнил живописные работы внутри главного купола.

Окрестные храму улицы Шадринска были названы в честь церковных престолов: Преображенская, Михайловская, Петропавловская. С 1929 по 1970 годы собор претерпел значительные изменения: были разрушены колокольня, порталы и главного и боковых входов, ограждение и часовни собора. В тоже время наружные стены боковых пристроев и притвора были надстроены до уровня карниза трапезной, вследствие чего изменялась и конструкция крыши входной группы собора.

В 2007 году в Спасо-Преображенском соборе г. Шадринска случилось событие, называемое «удвоение иконы». Произошло очень ясное отображение на стекле киота иконы, размером 70×70 см, нерукотворного образа Иисуса Христа. Стекло с чудесным изображением Спасителя вставлено в отдельную резную раму и установлено в Архангело-Михайловском приделе храма.

Далматово — один из интереснейших городов Зауралья. Здесь сосредоточены одни из главных достопримечательностей Курганской области. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастыре

Этот монастырь был основан еще в 1644 году, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Связь с Ермаком у этих мест куда больше, чем может показаться. Ведь Далматовский монастырь основан прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины — Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он присвоил себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в вырытой им в глине пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение — Служняя слобода. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви Николая Чудотворца слободу переименовали в село Николаевское.

Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель.

С 1707 по 1720 годы здесь строили первое в этих зауральских местах каменное здание — трехпрестольный Успенский собор. В те же годы монахи возвели неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Строительством руководил сын Далмата — архимандрит Исаак. Строили добротно, на века. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест. Много чего им пришлось испытать. В 1762 году восставшие крестьяне почти полгода осаждали Далматовский монастырь, отрезали его от внешнего мира. Это восстание прозвали «Дубинщина». В середине февраля 1774 года — еще более серьезная напасть. Практически весь Урал охватила «пугачевщина».

К стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше — всего около 400. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь продолжалась с 11 февраля по 2 марта 1774 года. Пугачевцы обстреливали монастырь из пушек, пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но получали ожесточенный отпор. Далматовцы поджигали возы сена, а бунтовщиков обстреливали из ружей и закидывали камнями.

Этой осаде выдающийся уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил одну из своих интереснейших повестей — «Охонины брови». Прототип описываемого там Прокопьевского монастыря — это и есть Далматовский мужской монастырь!

Как же смогли монахи Далматовского монастыря не раз продержаться так долго, будучи полностью отрезанными от внешнего мира? Исследователи объясняют это наличием целой сети тайных подземных ходов, которые соединяли как внутренние постройки монастыря, так и вели за его пределы. Монахи в любой момент могли незаметно покинуть монастырь и пополнить запасы еды и воды.

В памяти далматовцев сохранились как легенды о подземных ходах, так и реальные рассказы очевидцев. Немало их приведено в книге В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий». В частности вот рассказ, касающийся юго-западной башни монастыря:

«В 1926 году в бывших апартаментах архимандрита состоялась учительская конференция. Молодые участники этого форума загорелись желанием проверить рассказ одного местного жителя о подземной связи подвалов настоятельского дома с юго-западной башней. И они отыскали эту связь, пройдя коридором путь до самой башни. Вход в башню запирала большая железная дверь, открыв ее, искатели попали в подвальную часть крепостного сооружения — помещение размером примерно 4 на 3 метра. Тяжелый воздух, на ржавых цепях висят какие-то коромысла, в стены вделаны кованые кольца. Кому-то показалось, что обрывки цепей на полу похожи на кандалы узников. Другим чудились в ржавых потеках на стенах пятна крови. Помещение окрестили «пыточной».

Позже, в 1952 году, когда готовили площадку под фундамент литейного цеха, экскаватор вдруг провалился в подземную пустоту. Когда его подняли, оказалось, что внизу — подземный ход с деревянной крепью. По направлению можно было предположить, что он шел от Успенского собора к старой часовне за пределами монастырских стен…

Но вернемся к истории этих мест. За заслуги в подавлении пугачевского бунта Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, названного по имени основателя монастыря Далматовым. Однако продлилось это недолго. Вскоре Далматовский уезд объединили с Шадринским и город превратился в обычный, заштатный. В начале XX веке его и вовсе преобразовали в село.

Тем не менее, жизнь в Далматово кипела. Проходившая здесь ежегодно 6 декабря богатая Никольская ярмарка была широко известна. В Далматово жило немало купцов. В центре города и сейчас сохранилось много старых купеческих домов, украшающих город.

В действовавшем при монастыре Далматовском духовном училище получили образование такие известные люди, как изобретатель радио А.С. Попов, писатель и путешественник К.Д. Носилов, основатель Томского университета В.М. Флоринский, глава русской миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний.

Далматово отличилось еще и тем, что здесь возникла первая в Зауралье женская школа. Ее открыла в 1861 году у себя дома жена священника П.И. Черемухина. В октябре 2010 года благодарные потомки установили в Далматово памятник первой учительнице. Деньги на памятник собирали буквально «всем миром».

До революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. В революционные годы, когда дорвавшиеся до власти крестьяне уничтожали малейшие напоминания о прошлом, известному краеведу В.П. Бирюкову немалыми усилиями удалось спасти уникальный монастырский архив и часть старых книг.

Переживший немало тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь пал под гнетом большевиков. В 1928 году по решению Шадринского окрисполкома монастырь ликвидировали. В разные годы в монастырских стенах размещались детский дома, музей, драмтеатр, средняя школа. Во время войны здесь разместили госпиталь, а после — завод «Молмашстрой», изготовлявший оборудование для переработки и хранения молока. Вскоре этот завод стал градообразующим и в 1947 году Далматово вновь обрел статус города.

Самое удивительное, что населенный пункт, названный в честь основателя монастыря, в советское время не разделил судьбу многих подобных и не был переименован в какой-нибудь Октябрьск, Комсомольск или Ленинск. Монастырские стены, башни, постройки во времена «похода к светлому будущему» пришли в упадок, потрескались, обветшали. Сейчас Далматовский Успенский монастырь действующий, его неспешно пытаются отреставрировать, но процесс этот, похоже, затянется надолго.

На территории монастыря находятся три храма (Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», церковь Иоанна Богослова) и часовня. Сейчас в монастыре, как и в прежние времена, живут монахи, идут церковные службы, здесь есть кузница, столярная и швейная мастерские.

С 1994 года в церкви «Всех Скорбящих Радость» хранится рака с мощами основателя монастыря — старца Далмата. Далмат был причислен к лику святых, правда, по церковной иерархии лишь местного значения.

Есть в Далматово и святой источник. Несколько веков назад из этого водного источника на берегу Исети пил сам Далмат. По легенде, именно благодаря этой воде старец Далмат прожил более 100 лет. Над источником возвели часовню. В настоящее время комплекс Далматовского Успенского монастыря и Николаевская церковь в Далматово имеет статус памятников архитектуры республиканского значения

Каменная Николаевская церковь была построена в 1763 году. В советское время ее колокольню снесли, а в стенах церкви до сих пор размещается краеведческий музей. В музее вы сможете узнать об истории города Далматов, о монастыре, жителях города.

В наши дни в Далматово действует необычное предприятие по производству гриба вешенки. Этот удивительный гриб содержит все необходимые человеческому организму вещества: белки, жиры, углеводы, минералы, витамины. Итак, побывав в Далматово, вы увидите такие любопытные достопримечательности, как широко известный старинный Далматовский монастырь, святой источник, краеведческий музей, старые купеческие дома, памятник первой учительнице этих мест. Поездка в Далматово — прекрасный познавательный маршрут выходного дня.

Если этого вам покажется мало, то можно посмотреть достопримечательности городов Шадрински Каменск-Уральский. Также по пути находятся порог Ревун и Смолинская пещера. В Курганской области можно посмотреть Чимеевский монастырь, озера Горькое и Медвежье.

Как доехать до Далматово?

Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга, Кургана, Тюмени и Челябинска, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит никакого труда. Также до Далматово можно доехать на автобусе, следующем до Кургана или Шадринска. Если же вы поедете на поезде (следующем до Кургана или через Курган), то ехать нужно до станции Далматово.

Далматово и Далматовский монастырь на карте:

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть