Достопримечательности города Чулым (Новосибирская область)
Общая информация о городе Чулым
Чулым — город в Новосибирской области, центр Чулымского района. Город расположен в 146 км к западу от Новосибирска на реке Чулым. Население города составляют русские, украинцы, немцы, татары, казахи, численность — более 11 тыс. человек.

История города Чулым
В 60-х годах 18 века началось переселение крестьян в Сибирь для покладки сухопутного пути Московско-Сибирского тракта, благодаря чему стали появляться новые населенные пункты, среди них и деревня Чулым. Жители деревни выращивали хлеб, занимались извозом. При строительстве Транссибирской магистрали на противоположенном берегу Чулыма был установлен разъезд Чулымский, который позже превратился в станцию с тем же названием. А в конце 19 века разъезд и село Романовское были объединены. С 1932 года село получило название Чулым, а в 1947 статус города. В довоенные годы Чулым славился своими сырами, который отправлялся на продажу в другие регионы. В годы гражданской войны определенное время в городе находилась колчаковская администрация. В 1935 году на Чулыме была построена деревянная плотина, которая, к сожалению до наших дней не сохранилась, и создано водохранилище, очень полюбившееся местными жителями, как место отдыха и рыбалки.
Достопримечательности города Чулым
Старейшей достопримечательностью города сохранившаяся до наших дней является водонапорная башня, возведенная в 1894 году. В Чулыме имеется Краеведческий музей, рассказывающий о развитии города, промышленности и культуры в нем. есть экспозиция посвященная культуре и быту народов ранее проживающих здесь и первопроходцам. В центре города имеется досуговый центр — Дворец Культуры в котором, проходят концерты, организованы кружки для разных возрастов населения. Там же установлены памятники В.И. Ленину и воинам, павшим в Великой Отечественной войне возле которого горит Вечный огонь. Имеется сеть библиотек, центр искусств для детей, художественная и музыкальная школы, молодежный центр.

Места в округе города Чулым
Река Чулым берет начало в Васюганских болотах, устье — в Озере Малые Чаны, имеет приток Каргат, в заболоченных местах селится множество водоплавающих птиц.
Озеро Иткуль — имеет небольшую глубину, поэтому рыбы там водится мало, так как большая часть перемерзает и рыбка задыхается, ловится карась-амурский, но только сетями, для купания также мало пригодное.
Чулым — районный центр Новосибирской области, расположен в восточной части Барабинской низменности, на реке Чулым. В 2012 году исполняется 250 лет со времени образования и 65 лет со дня присвоения Чулыму статуса города.
В 60–70 гг. XIX века для связи с Колывано-Воскресенскими медеплавильными, сереброплавильными заводами через Барабинскую лесостепь прокладывался Московский тракт. Для его строительства привлекались невольные переселенцы из Европейской России, сосланные помещиками за «предерзостные поступки», в счет рекрутов, крепостные, так называемые поляки, русские старообрядцы — как неблагонадежные подданные, выселенные Екатериной II из приграничных с Польшей рубежей на далекую восточную окраину империи. Они и стали первыми жителями Чулыма.
Жители занимались здесь ямским промыслом, перевозя казенные и купеческие грузы, а также хлебопашеством: «селение расположено по направлению тракта, в нем до 200 домов, большей частью бедных хижин» — отмечал проезжий путешественник. Через 100 лет рядом с Чулымом образовалось село Романовское, основанное теперь уже вольными переселенцами из Европейской России. Вначале в Романовском насчитывалось несколько домиков и население его почти не увеличивалось. Строительство железной дороги от Омска до Чулымской, законченное в 1894 г., кардинально изменило развитие села. В 1896 г. пошли первые поезда от Челябинска до Красноярска, и Романовское оказалось пристанционным селением, в котором почувствовалась нехватка рабочих рук для обслуживания железной дороги. Из окрестных сел, большей частью из Чулыма, потянулись сюда крестьяне.
При проведении Транссибирской железнодорожной магистрали в 1893 г. среди болотистой местности на другом берегу реки Чулым был выстроен разъезд «Чулымский», который позднее превратился в станцию «Чулымскую».
В «Путеводителе по сибирской железной дороге за 1902 год» сказано, что при станции Чулымская в Каинском уезде существует поселок с населением в 120 душ. Туда стягиваются переселенцы, для проживания которых построен барак вместимостью 30 человек. Действует одноклассная начальная школа. В двух верстах от этого поселка находится старый Чулым, так называли деревню Чулымскую после образования станции. К 1902 г. бывшая деревня стала уже селом, здесь была построена церковь, сложился центр православного прихода.
С течением непродолжительного времени село Романовское и разъезд срослись в пристанционный поселок Чулымский. Так, перед революцией будущий Чулым уже довольно большое село с начальной школой, существовавшей на средства железной дороги.
В начале XX века через станцию Чулымская отправлялось по железной дороге до 90 тысяч пудов разного груза, в основном масло, кожа, скот. Небольшая часть сельскохозяйственного сырья оставалась и перерабатывалась в Чулыме. Местный торговец Грундер организовал в Чулыме сыроделие, чулымский сыр пользовался большой популярностью далеко за пределами Чулыма. Торговец Воробейников открыл молоканку и ручной маслозавод. Торговец Погель имел паровую мельницу. Хотя это были небольшие предприятия, но они работали не на внутренний рынок, а на вывоз в другие районы страны. Для местных нужд работали только кирпичные сараи.
В селе имелся хлебозапасный магазин — склад зерна, который крестьяне пополняли ежегодно после сбора урожая. Из этого магазина выдавали припасы в случае крайней нужды — на посев, на пропитание беднейшим либо внезапно пострадавшим членам общины.
Были построены три ветряных мельницы и одна водяная, маслодельный завод, торговая лавка. В период с 1893 по 1911 г. количество дворов осталось прежним, а общее число жителей увеличилось в 1,8 раза (в некоторых домах вместе со старожилами квартировали и переселенцы).
В 1913 г. через станцию Чулымская прошел первый пассажирский поезд, тянувший 5–6 двухосных деревянных вагончиков. Перед революцией станция Чулымская была уже большим селом Нижне-Чулымской волости Барнаульского уезда.
В 1917 г. создан первый местный Совет. Гражданская война прошла по территории района, взвод чулымских железнодорожников сражался с чехословацкими легионерами в составе каргатского фронта красных. С июня 1918 г. станция Чулымская была занята колчаковскими войсками и белочехами. С осени 1918 г. до конца 1919 г. Чулым находился во власти колчаковской администрации, представленной милиционерами из местных жителей. 5-я Красная Армия Эйхе, отбросив части сибирской армии белых, вступила в Чулым 14 декабря 1919 г. С этого времени в нашем крае устанавливается советская власть.
В 1920–1930 гг. в Чулым переселяется значительная часть жителей окрестных деревень. Многие идут работать на железную дорогу.
В 1926 г. станция уже имела одиннадцать приемоотправочных путей, а в помещении конторы связи был установлен телеграфный аппарат.
На рубеже 1920–1930 гг. фактически сросшиеся деревня Чулымская, село Романовское и пристанционный поселок получают название рабочего поселка Чулым. Его восточная часть с тех пор неофициально именуется Старым Чулымом.
На весь Чулымский район в то время имелось два врача, два фельдшера и две акушерки.
Впервые электричество появилось в Чулыме в 1930 г. Его вырабатывал генератор мощностью 22 кВт. Находился он в расположении депо. Кроме депо еще освещался вокзал — всего одна лампочка на перроне. В 1934 г. был установлен новый генератор мощностью 100 кВт. Вокзал теперь освещали 12 лампочек, также освещались несколько железнодорожных служб и квартир вблизи станции.
В 1935 г. на станции Чулымская (тогда это была Томская железная дорога) открывается вагонно-ремонтный пункт (ВРП), ставший основой будущего вагонного депо, кроме того, построена деревянная плотина на реке Чулым, у железнодорожного моста, образовавшая водохранилище шириной 30–40 метров и длиной до 200 метров.
В этом же году построены элеватор, районный Дом культуры, железнодорожная школа № 7, новая электростанция, теперь освещался железнодорожный вокзал и 5–6 улиц города, открыт райпромкомбинат. Благодаря такому развитию в 1937 г. Чулым стал рабочим поселком.
В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) жители Чулыма внесли посильный вклад в дело Великой Победы. Из Чулымского района на битву с врагом ушло 9734 человека, погибло на полях сражений 4385 человек. Почти 5 тысяч награждены орденами и медалями, 10 Героев Советского Союза.
В 1947 г. рабочему поселку присвоен статус города. На 1 января 1947 г. в городе Чулыме насчитывалось около трех тысяч строений, в это же время насчитывалось 2430 личных подворий, население составляло более 18 тысяч человек. Работало две больницы: районная и железнодорожная, а также районная и железнодорожная амбулатории. Действовали одна средняя, одна неполная средняя и три начальных школы с общим числом учащихся 2530 человек. В школах работало 85 педагогов. В системе райпотребсоюза имелось 8 магазинов, 2 столовые, чайная и хлебопекарня. На территории Чулыма располагались 54 предприятия и учреждения.
В 1952 г. построена детская библиотека и школа № 40.
В связи с электрификацией железной дороги в 1954 г. была проведена реконструкция транспортных предприятий и железнодорожной станции. Промышленность получила свое техническое оснащение и была электрифицирована. Началось новое строительство: паровозное депо, лесхоз, автохозяйство.
В 1955 г. в Чулыме заменена вся линия радиотрансляционной передачи. Общее количество радиофицированных домов и квартир составило более 3000 тысяч. Чулымское хозяйство для обслуживания горожан получило два автобуса. В 1956 г. электрифицирована часть улиц: освещены Вокзальная, Кирова, заложен сквер у памятника Сталину. В 1959 г. построен новый двухэтажный районный универмаг.
В 1960-е гг. построен современный кинотеатр «Заря» с просторным залом, широким экраном. В 1960 г. построено новое здание вокзала на станции Чулымская (старое здание было деревянным).
В 1966 г. в Чулыме строится новый хлебозавод, который снабжал вкусной свежей выпечкой весь район. На южной окраине Чулыма возводится 87-метровая башня многоканальной линии для приема телепрограмм Московского телецентра. В 1976 г. сдано в эксплуатацию новое здание школы № 1 на 964 места. В 1989 г. начинается строительство первого многоквартирного дома на МЖК, сейчас там вырос современный поселок.
Сейчас город Чулым — районный центр Чулымского района Новосибирской области. Население составляет 11567 человек, среди них русские, немцы, украинцы, казахи, татары и люди других национальностей.
Понемногу Чулым приобретает вид современного районного центра. Осуществляется реализация проектов, которые предусматривают реконструкцию и модернизацию производственных помещений, строительство новых объектов.
В 2008 г. построена новая школа на 504 ученика, а также жилой 30-квартирный дом по программе «Переселение из ветхого жилья». В 2008 г. завершено строительство Храма Рождества Пресвятой Богородицы, являющегося украшением Чулыма.
Экономика города представлена предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли и общественного питания, железнодорожными и автотранспортными предприятиями, а также энергетики и связи.
Фабрика «Фаворит» (маслозавод) в г. Чулыме производит майонез, масло, в будущем планируется производство плавленых сыров, сгущенного молока, кремов для кондитерской промышленности. После крупномасштабной реконструкции, длившейся три года, запущен Чулымский хлебозавод, ныне это ООО «Чулымский хлебозавод», завершено строительство рынка.
Грузовые перевозки осуществляет ООО «Дорожник», пассажирскими перевозками занимается «Сибтранс», налажено автобусное сообщение с селами района.
Железнодорожный транспорт представляют:
— Путевые ремонтные механические мастерские станции Чулымская — предприятие обслуживает путевое хозяйство и считается одним из лучших по организации труда, использованию передовых технологий, созданию условий для работников.
— «Чулымская дистанция пути» — структурное подразделение Западно-Сибирской железной дороги. Предприятие обеспечивает содержание железнодорожных путей. Рентабельно работают железнодорожный вокзал, восстановительный и пожарный поезда и другие службы.
Продвижение новых услуг связи в Чулыме и районе осуществляет «Чулымский центр телекоммуникаций», благодаря ему можно пользоваться услугами скоростного Интернета. «Чулымский почтамт» осуществляет доставку газет, журналов, писем, посылок.
Медицинское обслуживание жителей г. Чулыма и района обеспечивает «Чулымская ЦРБ». В 2002 г. сдано в эксплуатацию новое здание больничного комплекса. Работает спортивно-оздоровительный комплекс «Радуга», открытый в 2003 г.
Из учреждений культуры в городе функционируют культурно-досуговый центр, две библиотеки: взрослая и детская, музыкальная школа и молодежный центр.
В Чулыме идет газификация, к газу уже подключено 640 частных домов, оборудованы под газ котельная новой школы, а также 12 котельных предприятий г. Чулыма.
Благодаря активности городской администрации происходит увеличение бюджета города за счет вхождения в различные федеральные программы. Идет благоустройство общественных мест, ремонт дорог, дальнейшая газификация города.
Все это дает возможность в будущем городу Чулыму занять достойное место среди малых городов России.
Швейгерт Т.А. Город Чулым // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2012 год.
ИСТОЧНИКИ
Мельников С.П. Родина : Чулым [и Чулымский район] глазами старожила / С.П. Мельников. — Чулым ; [Новосибирск], 2006. — 185, [1] с. : ил., портр. — Из содерж.: Из истории Чулыма (2-я половина XVIII в. — 1919 г.).
Шалтанис А. История одного города [конец XVIII в. — 2000-е гг. : по данным арх. службы] // Чулым. газ. — 2003. — 19 авг. — С. 4.
Лутков Ю.П. Между двух дорог : [из истории Чулыма (2-я половина XVIII в. — 1950-е гг.)] // Чулым. газ. — 2000. — 1 авг. — С. 2.
Кокорина Т. Город Чулым : [из истории Чулыма (1762–1954, 1991)] // Чулым. газ. — 1991. — 20 июля. — С. 2.
Старый и новый Чулым [1762–1890-е гг.] // Материалы из истории населенных пунктов Новосибирской области / сост. К.А. Нечаев. — Новосибирск, 1964. — С. 44–45. — Лит. и арх. источники в подстроч. примеч.
ЛИТЕРАТУРА
Бурматов А.А. Чулым // Историческая энциклопедия Сибири. — Новосибирск, 2010. — Т. 3. — С. 514 : ил.
Дёмочкина М. Наша волость Новониколаевской губернии : Чулымскому р-ну — 80 лет // Чулым. газ. — 2004. — 9 сент. — С. 3. Из истории г. Чулыма и Чулымского района (1756, 1875, 1898–1924, начало 1930-х гг.). По материалам районного отдела архивной службы.
Река Чулым — «боль и надежда» : (история заселения долины р. Чулым [XVI в. — 1950-е гг.]) / Е. Габова [и др.] // Новосиб. арх. вестн. — 2004. — № 13. — С. 137–140. По данным отдела архивной службы территориальной администрации Чулымского района.
Баяндин В.И. Чулым накануне Октября // Чу- лым. газ. — 1997. — 20 нояб. — С. 3. Исследование по материалам метрических церковных книг с. Романовское 1913–1917 гг.