Достопримечательности города Богданович (Свердловская область)

Богданович — город в Свердловской области. Является административным центром Артёмовского городского округа. Население — 32 тысячи жителей.

Город раскинулся на реке Кунара, в ста километрах от Екатеринбурга.

Из истории города.

Появился Богданович в 1885 г. как станция Уральской железной дороги. На этом месте, практически на середине пути между Екатеринбургом и Тюменью, располагалась станция Аверино. Позже станция, а соответственно и населённый пункт при ней были переименованы в честь генерала Евгения Богдановича, который за пару десятков лет до этого ратовал за прокладку железнодорожной линии из Европейской части России в Сибирь.

В посёлке в период между войнами развивалась в первую очередь пищевая промышленность. В 1931 г. был запущен мясокомбинат, а через год — молочный завод.

В 1932 г. в Богдановиче появился шпалопропиточный завод для нужд железной дороги. В 1935 г. населённый пункт Богданович становится рабочим посёлком.

В 1947 г. Богданович получил статус города.

Другое градообразующее предприятие — Богдановичский фарфоровый завод, появилось в 1973 г. В 1980-е гг. являлось крупнейшим производителем фарфора на территории СССР.

Достопримечательности Богдановича.

Изысканных старинных архитектурных строений в городе не наблюдается. Во-первых, Богданович не настолько древний город, во-вторых, он никогда не играл значительной роли в жизни региона. Но здесь есть несколько интересных зданий, заслуживающих внимания. Располагаются они вокруг центральной площади, на улицах Ленина и Гагарина. К примеру, построенные в декоративно-классическом стиле — Деловой и Культурный центры. А также здания механико-керамического техникума, районного вычислительного центра и музыкальной школы, относящиеся к стилю «сталинский ампир».

Но не архитектурой завораживает Богданович. Берёт он в первую очередь своим зелёным убранством. Тополи, клёны, липы, акации, яблони. Весной город утопает в запахах цветущих деревьев, а летом — в зелени. Однако и зимой город манит своим чарующим уютом.

В Богдановиче есть несколько отделений библиотеки, а также 2 музея.

Литературный музей Степана Щипачёва представляет выставку, посвященную творчеству этого местного поэта, а также выставку, посвящённую в целом поэзии XX века.

Краеведческий музей имеет более богатую коллекцию. Здесь представлены археологические находки Богдановичского района, а также другие экспонаты, связанные с историей и культурой данной местности. Помимо экскурсий, музей проводит различные культурные мероприятия — вечера памяти, познавательный программы, посиделки.

Конечно, здесь не увидеть каких-то мировых достопримечательностей, но есть что-то завораживающее в посещении таких маленьких уютных городов.

Как добраться.

Попасть в Богданович проще всего на железнодорожном транспорте. Поскольку станция является узловой, то поезда и электрички сюда отправляются со всех сторон света, в том числе из Серова, Тюмени, Челябинска и Екатеринбурга.

Известные жители.

Несмотря на то, что Богданович не очень большой город, в нём жили известные люди Художник Михаил Сажаев, поэт Степан Щипачёв, олимпийский чемпион по конькобежному спорту — Евгений Куликов, десятикратная чемпионка мира по биатлону — Елена Головина. И это, конечно, не полный список.

Возможно, вам здесь понравится и захочется вернуться ещё раз в этот тихий зелёный город, расположенный вблизи железнодорожной станции Богданович.

Отзывы

15 августа 1924 года образован Богдановический район с центром в селе Троицкое, в 1930-м центр района перенесен в поселок при станции, в июле 1931-го Богдановический и Курьинский районы объединены в один — Сухоложский. И только в 1944 году на карте Свердловской области вновь появился наш район. С тех пор его территория неоднократно менялась. На сегодняшний день в его состав, помимо районного центра-города Богданович, входят сельские территории: Байновская, Барабинская, Волковская, Гарашкинская, Ильинская, Коменская, Кунарская, Троицкая, Тыгишская и Чернокоровская — всего 40 населенных пунктов.

Территория района составляет 1498 квадратных километров. На востоке он граничит с Камышловским районом, на юге — с Каменским районом Свердловской и Катайским районом Курганской области, на западе — с Белоярским районом и Асбестом, а на севере — с Сухоложским районом. Основным богатством считаются запасы огнеупорной глины и камня известняка, активно разрабатываемые городскими предприятиями. Из сельскохозяйственных предприятий крупнейшим является колхоз имени Свердлова, входящий в список 300 наиболее рентабельных хозяйств РФ.

Географическое положение и климатические условия нашего района позволяют отнести к территории равнинного Зауралья. Здесь нет ни больших рек, ни горных вершин. Крупнейшие реки — Кунара и большая Калиновка (обе не длиннее 60 километров) впадают в Пышму. Наиболее значительное из озер — Куртугуз (1100 га). Скалистые возвышенности расположены вдоль берегов Кунары к северо-востоку от города. Из особенностей фауны можно назвать наличие жёлтого («золотого») карася в Каменном озере и зеркального карпа, разводимого в Билейском рыбопитомнике.

Богданович, как и подавляющее большинство молодых городов (официально свой нынешний статус он получил только в 1947 году), невелик. По оси север — юг его можно пройти пешком максимум за час, а с востока на запад — и вовсе минут за сорок. Разделенный почти посередине железнодорожными путями, город состоит из двух микрорайонов: Северного и Южного.

Северный, называемый в народе «микрорайон БФЗ», включает в свои границы деревни Аверино и Глухово и район мясокомбината. Основной жилой фонд здесь построен на средства фарфорового завода и комбината крупнопанельного домостроения. Промышленная зона этой части города отделена от собственно жилых кварталов долиной реки Кунара. С востока к Северному микрорайону примыкает территория шпалопропиточного завода, рабочий поселок которого всегда держался несколько особняком от основной массы строений, как и поселок Восток, входящий в состав южной части города.

Южный микрорайон является административным центром Богдановича, здесь базируются все властные структуры района и большинство коммунальных служб. Центр города в целом составляет территория, ограниченная улицами Первомайская, Гагарина и Кунавина в их пересечении с Октябрьской, Партизанской и Ленина. С востока к этой неправильной трапеции примыкает территория АО «Огнеупоры», с юга-микрорайон больничного городка и МЖК, с запада-районы улиц Рокицанской и Победы.

Жилые массивы в этой части города прежде принадлежали в основном огнеупорному заводу и железной дороге. Последнему предприятию принадлежат и старейшие здания Богдановича: водонапорная башня, вокзал, баня и ведомственная амбулатория. Все они построены в последней четверти XIX века.

Богданович, появившийся на карте России как железнодорожная станция, в период между двумя мировыми войнами ХХ века развивался как промежуточная база по переработке скоропортящегося сельскохозяйственного сырья. В 1931 году был пущен в строй Богдановический мясокомбинат, в 1932-м — молокозавод. В настоящее время оба предприятия успешно развиваются и осваивают рынки Екатеринбурга и Тюмени.

В 1932 году построен шпалопропиточный завод, удовлетворяющий потребности Свердловской железной дороги. С 1938 года крупнейшее предприятие Богдановического района завод по производству огнеупорных материалов функционирует как самостоятельное юридическое лицо. Сегодня это акционерное общество «Огнеупоры» — главный поставщик финансовых средств в районный бюджет, единственное крупное предприятие в округе, стабильно функционировавшее в условиях экономического кризиса 90-х годов ХХ века.

Второе градообразующее предприятие Богдановича — ЗАО «Богдановичский фарфоровый завод» — вступило в строй в 1973 году. В 1980-1992 годы завод был лучшим производителем фарфора в СССР. Начиная с 1999 года, богдановичские фарфористы все более успешно осваивают внешние рынки сбыта, преимущественно в Западной Европе.

Архитектурными излишествами общественных зданий Богданович не избалован. Исключение составляют центральная площадь города и отдельные строения на улицах Гагарина и Ленина: Деловой и Культурный Центр, выполненный в декоративно-классическом стиле, ампирные — механико-керамический техникум и общежитие, принадлежащее этому учебному заведению, районный вычислительный центр, детская музыкальная школа, школа № 61. В последние годы город заметно похорошел, в основном за счет появления и современной отделки предприятий торговли и бытовых услуг.

Но главным украшением Богдановича, безусловно, является его зеленое убранство. Тенистые кроны лип, кленов и тополей осенью расцвечивают город в невыразимо разноликую палитру красок. Весной и в начале лета запахи горячего асфальта и бензиновые выхлопы совершенно теряются в ароматах цветущей акации, сирени и диких яблонь. И тогда Богданович становится похож на город — сад, мечту Владимира Маяковского. Если же вы хотите увидеть настоящий Богданович, проникнуть в душу этого маленького уральского городка, лучшего времени, чем ясный снежный январский вечер, вам не найти.

Возможно, именно благодаря своей тихой, неброской красе город столь трогательно любим богдановичцами и буквально околдовывает уроженцев иных краев, от Владивостока до Бреста, достаточно долго поживших в Богдановиче, чтобы успеть оценить его волшебное обаяние. Тот, кто прожил здесь хотя бы полгода, обязательно вернется сюда хоть на день.

Романтизм, дерзкая уверенность в собственных силах и безграничная работоспособность — основные качества жителей Богдановического района, независимо от того, родились ли они здесь или перебрались сюда жить в более зрелом возрасте. Именно они позволили многим нашим землякам добиться больших успехов на поле брани, в военной карьере или в области искусства и спорта.

Город и район по праву гордятся поэтом Степаном Щипачевым — лучшим лириком России в 30-40-е годы прошедшего столетия, конькобежцем Евгением Куликовым — чемпионом ХII Олимпийских игр, рекордсменом мира, Еленой Головиной — десятикратной чемпионкой мира по биатлону, художниками Михаилом и Александрой Сажаевыми. Богдановичский район подарил стране двух Героев Советского Союза: Григория Кунавина и Кузьму Пургина, а также вице — адмирала Виктора Кравченко — 49-го командующего Черноморским флотом.

По материалам книги Климова В.К. «Богданович»

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть