Достопримечательности города Сен-Лё (Франция)

Посреди шумной улицы Сен-Дени, полной ночных клубов, баров и магазинов, располагается замечательная старинная церковь французской столицы — Сен-Лё-Сен-Жиль (Saint-Leu-Saint-Gilles). Датой ее основания принято считать 1235 год, однако с тех пор здание регулярно достраивалось и модернизировалась: например, современный фасад был построен только XVI веке, а колокольня храма была возведена в 1858 году.

Ранее на месте церкви находилась неприметная часовня, посвященная Святому Эгидию (во французской транскрипции его имя звучит как Сен Жиль). В XIII веке монахами из аббатства Маглуара на ее месте была выстроена новая церковь, посвященная этому же святому и французскому епископу Лё. Возможно, эти святые были объединены вместе, т.к. их память почитается в один день — первое воскресенье сентября.

Сен-Лё-Сен-Жиль4

В архитектуре здания отчетливо прослеживается романский стиль с использованием тяжелых сводов, мощных стен и общей продольной организации пространства с нефами. Интерьер богат скульптурными композициями, самая впечатляющая из которых «Богоматерь со святой Анной», датируемая XVI веком.

Сен-Лё-Сен-Жиль в течение многих веков играла значимую роль в жизни обитателей первого округа Парижа. Уже в XVI веке здесь была создана благотворительная организация, которая занималась вопросами получения пенсий для пожилых людей, обеспечения ухода за больными, финансирования обучения детей и распределения продуктов.

Сен-Лё-Сен-Жиль2

Но Сен-Лё-Сен-Жиль знаменита не только благодаря своему возрасту и филантропической деятельности. Именно в этом храме хранится почитаемая католиками и православными реликвия — мощи Равноапостольной Елены, являющейся матерью императора Константина I, оказавшего огромное влияние на распространение христианства. Сама царица Елена обратилась в новую веру под влиянием сына в уже преклонном возрасте, однако и она знаменита своими деяниями. Считается, что во время путешествия в Палестину она обрела на Голгофе Животворящий Крест и восстановила святые места, поруганные язычниками.

Царица Елена скончалась в 330 году в Риме. Почти пятьсот лет ее останки также хранились в римской церкви, однако в IX веке были выкрадены оттуда французским монахом Тёджисом. Он привез их в свое аббатство в местечке Овилье в Шампани, расположенное неподалеку от Реймса. Несмотря на то, что святыня была получена незаконным путем, настоятель монастыря не стал протестовать против ее хранения в аббатстве.

Сен-Лё-Сен-Жиль

В Овилье мощи находились вплоть до начала революции. В 1871 году в период народных волнений монастырь был разрушен, но реликвию удалось спасти оттуда и перевезти в столицу Франции. Сначала они были размещены над алтарной частью в Сен-Лё-Сен-Жиль, а потом их перенесли в специально построенную крипту.

Сейчас мощи располагаются в закрытом саркофаге, последний раз для подтверждения подлинности святыни он открывался в 1922 году. Реликварий окружен горящими лампадами и располагается в восточной части здания. Несмотря на то, Сен-Лё-Сен-Жиль — католическая церковь, крипта оформлена в соответствии с православной христианской традицией.

В настоящие дни время Сен-Лё-Сен-Жиль признана историческим памятником Франции, однако церковь все еще является действующей и посещается обыкновенными прихожанами.

Набережные Сены, великолепные мосты у подножья Эйфелевой башни из многочисленных романтических фильмов студенческих лет, Лувр с его шедеврами и изысканная архитектура эпохи второй империи и арт-нуво. Однако Париж не исчерпывается культурно-историческими достопримечательностями: город, долгое время бывший центром католического государства, хранит общехристианские святыни. Например, в соборе Нотр Дам находится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя — тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания. В первую пятницу каждого месяца в три часа дня, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздём от него выносятся для поклонения верующим. В Париже также находятся мощи моей святой покровительницы — равноапостольной царицы Елены. И, наконец, Париж — город, неразрывно связанный с русской эмиграцией: ведь именно здесь нашли приют тысячи русских, вынужденных покинуть родину после революции, здесь они строили храмы, создавали религиозные, культурные и общественно-политические организации. Именно в Париже жили и работали наши писатели, философы, богословы, с именами которых связан подъем русской религиозной философской мысли XX века.

Святая равноапостольная царица Елена

Мне открыли крипту (небольшое помещение под главным престолом храма), куда совсем недавно были перенесены мощи святой равноапостольной царицы. В небольшом углублении с восточной стороны стоит реликварий с мощами, а вокруг иконы, лампады — прямо православный уголок в сердце католического храма.

Действительно, трудно было предположить, что в католическом храме, находящемся на улице с многочисленными притонами — одной из немногих в центре Парижа, всё это время находилась такая великая святыня. Даже более того, католики тоже «забыли» о мощах, несмотря на то, что несколько веков от них происходили чудеса и исцеления, документированные свидетельства о которых были бережно сохранены в саркофаге вместе со святыней. Вот что рассказывает сам о. Николай об удивительной истории перенесения и почитания мощей:

Не надо думать, что его поступок получил единодушное одобрение. Когда монах принёс похищенные мощи в свой монастырь, в их подлинность не поверили и похитителя осмеяли, потому что не было у него ни духовного авторитета, ни власти: все думали, что он обманщик. Но чтобы его разоблачить по всем правилам, создали комиссию, в которую вошли местные учёные монахи. Убедившись, что всё рассказанное им о святыне соответствует историческим данным, а позже получив подтверждение из Рима об исчезновении там мощей, в их подлинности сомневаться перестали.

Из документов, которые передавались вместе со святыней в течение семи-восьми веков, известно что король Карл (получивший прозвище Лысый) посчитал, что свидетельства монахов недостаточно и что дело о похищении мощей всё ещё остается непроясненным. Король предложил, чтобы монаха Тёджиса, если он продолжает настаивать на том, что похитил именно мощи святой Елены, подвергли испытанию кипящей водой. Монах согласился, веря, что святая его защитит. Монашеская братия была, конечно, смущена подобным предложением, но воля короля есть воля короля…

С IX века мощи царицы Елены стали центром паломничества для всего Реймсского епископства. Монастырь, где они хранились, возрастал и процветал.

В 1820 году состарившийся уже отец Грассар решил передать спасённую им от поругания святыню в одну из окрестных церквей, где почитание святой Елены существовало с IX века. Но епископ Парижский посчитал, что святыня должна находиться в храме, где ей будет воздаваться более широкое почитание. Тогда к монаху обратились рыцари Королевского братства Святого Гроба Господня. Это братство считало царицу Елену своей основательницей, так как она восстановила христианские святыни в Иерусалиме. Братия осуществляли свои ежегодные собрания в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где под алтарём и были положены мощи святой Елены.

Продолжение следует…

Впервые опубликовано 26 августа 2007 года под названием «Путешествие в Париж»

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть