Достопримечательности города Клиши-су-Буа (Франция)

Клиши-су-Буа (Clichy-sous-Bois) ‒ коммуна с населением 28 тыс. человек в 16 км от Парижа в северо-восточном департаменте региона Иль-де-Франс Сена-Сен-Дени.

История коммуны от основания до наших дней

В исторических хрониках коммуна Клиши-су-Буа впервые упоминается под своим прежним названием Клиши-эн-Олнуа в 632 году, когда окружающие деревню земли с многочисленными виноградниками и обширными пастбищами были пожалованы королём Дагобертом аббатству Сен-Дени. В позднее Средневековье с 1261 года Клиши-су-Буа принадлежал ордену Тамплиеров. В 1312 году по указу короля Филиппа Красивого деревня была передана ордену Госпитальеров в собственности которого она оставалась вплоть до революции XVIII в. С конца этого столетия. большая часть населения деревни придерживаются протестантского вероисповедания

В середине XIX в. коммуна получает свое современное название. В 1869 году деревня теряет часть своих земель, так как на территории Ливри и Ганьи было создан новый муниципалитет Ранси. Во время франко-прусской войны 1870 года Клиши-су-Буа оказался сильно разрушенным при военных действиях и во время размещения в нём десятитысячного прусского гарнизона.

Промышленная революция XIX в. почти не затронула экономику Клиши-су-Буа, в которой по-прежнему преобладало сельскохозяйственное производство. Её радикальная трансформация началась только с 1960-х годов. Амбициозный план развития коммуны был разработан архитектором Б. Зерфассом, девизом которого были слова «Пространство, свет, природа».

Архитектурные шедевры

Несмотря на бурные события в прошлом в историческом центре Клиши-су-Буа сохранилось несколько зданий, которым был присвоен статус памятников истории и культуры. Особняк де Виль (L’hôtel-de-ville) построен на месте замка XVI в., который в 1645 году приобрёл суперинтендант короля Людовика XIV Р. де Бражелон. Здание было капитально перестроено в 1807 году в неоклассическом стиле. К центральной части с порталом примыкают два небольших крыла. К южному крылу особняка был пристроен павильон. С 1930 года в особняке размещается мэрия Клиши-су-Буа.

Планировка примыкающего к особняку парка в годы империи была кардинально переработана. Традиционный регулярный французский стиль ландшафтного дизайна был заменён свободной планировкой по английским образцам. По проекту архитекторов А-Т Бронарта и Х. Роберта в саду создано искусственное озеро и фонтан. В парке также находится цветочная оранжерея Луи XVI.

Старейшая в коммуне церковь Сен-Дени (L’église Saint-Denis) построена на месте более древнего храма XIII в. в 1641 году. Это очень простая по планировке церковь с одним нефом и огибающим его алтарную часть амбулаторием. В интерьере церкви сохранились витражи XVII в. Храм несколько раз перестраивался в 1759, 1811 и 1847 годах. При последней реконструкции здания над его колокольней был установлен шпиль.

Строительство ещё одного памятника архитектуры, замка Ла Террас (Le château de La Terrasse), было завершено в 1908 году на авеню де Севинье. На этом месте в XII в. находилась резиденция ордена тамплиеров, на руинах которой в начале XIX столетия был построен особняк. В 1870 году и это здание было также уничтожено во время прусского вторжения.

Лес Бонди

К восточным окраинам Клиши-су-Буа вплотную подступает лес Бонди (La forêt de Bondy), занимающий площадь в 170 га. Благодаря этому зелёному массиву коммуна находится на втором месте по озеленённости в департаменте Сена-Сен-Дени.

В ранее Средневековье лес Бонди занимал большую часть исторической области Олнуа (Aulnoye) и имел очень мрачную репутацию: в 675 году в нём был убит грабителями король франков Хильдерик II.

Среди леса ещё в 1212 году была построена часовня на месте чудесного спасения от разбойников посланными девой Марией ангелами трёх купцов из Анжу. В 1650-1660 годах на её месте была возведена часовня Богоматери ангелов (chapelle Notre-Dame-des-Anges). Распоряжение о её строительстве было отдано игуменом аббатства Ливри К. де Куланжем. Сгоревшая в пожаре 1791 года часовня была восстановлена к 1808 году. В 1865 году из-за возросшего числа паломников она была расширена, а над её центральной частью появился купол. В 2012 году торжественно отмечалось 800-летие паломничества к святыне часовни ‒ копии Чёрной Мадонны, деревянной статуе Богоматери Ангелов

В течение многих столетий лес был источником древесины для строек и промышленности Парижа. Лесоразработки в нём продолжались вплоть до 1913 года. Территория леса также сильно сократилась из-за заготовки дров, строительства жилья и дорог в регионе и разработки гипсового карьера. С 1999 года Бонди находится в ведении Национального лесного бюро.

Несмотря на относительно небольшие размеры флора и фауна леса очень разнообразны. Здесь растёт дуб, ольха, ива, каштан, клён и сосна. Сложная гидросистема, состоящая из ручьёв, пяти озёр и прудов создаёт благоприятные условия жизни для рыб и земноводных обитателей леса. По подсчётам ученых в этом лесопарке гнездится до 25% видов птиц, обитающих в регионе Иль-де-Франс.

В окрестностях Парижа лес Бонди самый популярный зелёный массив среди любителей природы: за год его посещает примерно 1 млн. человек или около 11 тыс. посетителей в день.

Как добраться в Клиши-су-Буа в Париж

От южного вокзала отходит метро (линия №5) до станции Bobigny — Pablo Picasso. Затем нужно сесть на 146 автобус и доехать до остановки Avenue Ladrette. Время в пути составит около 75 минут. Проезд 1,90 евро. Действуют проездной Мобилис (1-2 зоны) и Навиго.

В мае-июне 2016 мне посчастливилось принять участие в «Летних мастерских» во Франции — программе встреч с представителями властей, гражданского общества, архитекторов и урбанистов.

Большой Париж

Немного сухой, но впечатляющей статистики: в Париже 61% перемещений населения осуществляется пешком, 27% на общественном транспорте и только 7% — на личных автомобилях, 3% — на велосипедах и столько же — на скутерах и мотоциклах.

Окраины Парижа российскому велосипедисту покажутся раем: практически везде есть просторные велосипедные дорожки, велопрокат, можно пересекать проезжую часть вместе с пешеходами, не слезая с железного коня. В центре города ситуация несколько хуже: дорожки не такие просторные, а кое-где их совсем нет, но это компенсируется тем, что автомобилисты привыкли к соседству велолюбителей.

unspecified16

Парижане везде пытаются организовать доступную среду: на создаваемом кольцевом маршруте край платформы — практически вровень с полом трамвайного вагона, везде есть удобные поручни, на остановках — табло с информацией о приходящих составах, а трамвайные рельсы окружает ровно подстриженный газон. Не менее удачны в этом смысле и автобусы. А вот метрополитен проигрывает наземным видам транспорта по целому ряду показателей — это и отсутствие пандусов при обилии лестниц, и запутанность подземных переходов, и переполненность, и свисающие с потолка сталактиты, и сырость. Но зато метрополитеном Париж связан с частью пригородов, а расстояние от любой точки столицы до ближайшей станции — в среднем 500 м. Повсюду есть понятные указатели, на некоторых линиях вводятся новые составы без машинистов. Линии метрополитена дополняют электрички RER, у которых имеется один, но существенный, на мой взгляд, недостаток — постоянные и неожиданные забастовки машинистов.

Париж, который давно стал одним из привлекательнейших центров туризма, является еще и бесспорным лидером по количеству и разнообразию общественных пространств для горожан всех возрастов и интересов. Рядом с самыми известными достопримечательностями можно найти детские площадки, удачно вписанные в общий ландшафт: здесь не ограничиваются установкой типовых модульных площадок, а, каждый раз, создают уникальные.

unspecified18

В Париже модно вести здоровый образ жизни, и множество людей по утрам и вечерам делают пробежку в скверах, парках, по улицам и набережным. В центре города, где не хватает больших свободных пространств, власти с жителями договариваются о закрытии части улиц для автомобилистов и используют их в качестве новых мест для игр, общения, взаимодействия. По вечерам жители и гости города оккупируют газоны, на которых играют в волейбол, вышибалу, пьют вино, едят сыр и наслаждаются жизнью. Так же успешно работают в качестве общественных пространств набережные Сены и каналов — здесь бесчисленное количество всевозможных кафе, можно купить сувениры и просто полюбоваться на знаменитый город.

unspecified4

Поражают воображение огромные зеленые зоны — Венсенский и Булонский леса, где можно отдохнуть от городской суеты, фотографировать диких птиц и зверей, кататься на лошадях или лодках. На северо-востоке города расположился уникальный футуристический парк — Ла-Виллет с музыкальным, художественным и научно-техническим комплексами. Зеленые зоны создаются также на местах бывших дорог, на крышах, на придомовых территориях. Есть в Париже и специально отведенные места для гражданского протеста – например, площади Републик и Трокадеро, где постоянно видны плакаты, флаги, лозунги, слышны пламенные речи.

unspecified14

Ложка дегтя: Париж отличается от других европейских городов большим количеством мусора на улицах.

Парижское наводнение

31 мая я побывала в Парижском агентстве климата, и вскоре стала свидетелем одного из вариантов проявления климатической аномалии.

Агентство занимается информированием жителей о глобальном изменении климата, рассказывает о том, как они могут сокращать выбросы CO2, снижать энергопотребление, сопровождает процесс перехода к выполнению климатического и энергетического плана. Этот план амбициозен — к 2050 году французская столица намерена снизить выбросы СО2 на 75% (по отношению к 2004 году).

Здесь разработана и действует стратегия адаптации парижан к изменению климата, она имеет четыре основных направления: защита горожан от экстремальных климатических аномалий (жара, наводнения); обеспечение водой, энергией и продовольствием; стимулирование экологичного образа жизни и солидарности; устойчивое благоустройство города. Так, для адаптации Парижа к экстремальной жаре создается всё больше проектов озеленения, используются новые, не удерживающие тепло, материалы для мостовых; осуществляется термоизоляция зданий; оборудуются освежающие зоны в городе — тенистые места, фонтаны, питьевые фонтанчики, поливаются улицы. Для того чтобы оценить, над какими зонами следует работать в первую очередь, была проведена термосъёмка застройки Парижа и проанализированы пути улучшения ситуации.

unspecified11

Через два дня я убедилась, что климатические аномалии — это более чем серьезно: когда увидела стоящие в воде стволы деревьев и дорожные знаки. Мне даже показалось, что они находятся где-то на середине Сены. Полицейские сказали — да, это действительно наводнение, вода поднялась более чем на 5 метров, затопив нижний уровень набережной, многие рестораны на реке оказались под водой, как и припаркованные на набережной автомобили. Спасатели помогали отрезанным от берега людям перемещаться на сушу. В связи с наводнением закрыли Лувр и д’Орсэ, но туристов это не расстроило — вышедшая из берегов Сена представляла собой впечатляющее зрелище.

unspecified15

Граждане Парижа

Парижане с гордостью рассказывали мне о демократии общественного участия, и с особым удовольствием они говорили о партисипативном бюджете. Идея была позаимствована в Бразилии, где такой бюджет введен еще в 1990-х. В 2014 году партисипативный бюджет стал частью предвыборной программы ныне действующего мэра Парижа Анн Идальго. Партисипативность заключается в том, что не только власти предлагают горожанам свои проекты, но и сами жители округов могут предлагать свои идеи обустройства города, агитировать за них и контролировать их исполнение. На этот демократический институт выделяется 5% инвестиционного бюджета столицы — 100 миллионов евро в год. В результате все жители, а не только активисты, начинают более ответственно относиться к городской среде, узнают реальную стоимость проектов благоустройства (например, сколько стоит поставить фонтан, организовать сквер, велодорожку или перекрыть улицу для автомобилей) и чувствуют себя экспертами по своей территории, с которыми считаются. Побочный эффект — повышение доверия людей к власти.

Чтобы вовлечь более широкие слои населения в обсуждение проектов, были также введены партисипативные бюджеты в школах, на это было выделено 10 миллионов евро. Идея заключалась в том, что школьники будут активно предлагать и обсуждать проекты для своих школ, и, естественно, рассказывать об участии в обсуждении партисипативного бюджета с родителями.

unspecified13

Нельзя сказать, что эта попытка вовлечения жителей в общественную жизнь города была абсолютно в новинку парижанам. Привычка к демократии вырабатывалась здесь долго, со времен Великой французской революции. Здесь давно и довольно успешно действует местная демократия — советы кварталов, состоящие из их жителей, к ним приходят мэры городских округов для презентации своих проектов; таким образом, демократия действует сверху вниз. Параллельно во Франции уже более столетия существуют многочисленные ассоциации, в которые объединяются люди для решения различных вопросов — от игры в теннис и собирания марок, до помощи бездомным и защиты прав граждан.

Например, одна из ассоциаций, с представителем которой мне довелось познакомиться, «Большие соседи»: она занимается временным занятием площадей в зданиях, из которых уже выехали старые владельцы, и куда еще не въехали новые. Я побывала в бывшем госпитале, помещения которого после ремонта ассоциация сдает в аренду малому бизнесу, и передает бездомным для временного проживания. Таким образом, сохраняется жизнь зданий, которые готовятся обрести новую функцию лишь в следующем году. Такие ассоциации используют большие объекты, не платя за это аренду, но оплачивая счета за услуги, и не имеют права извлекать прибыль из своей деятельности.

unspecified1

Кроме того, в Париже есть Совет молодежи, он состоит из 100 юношей и девушек, которые проживают или обучаются в столице. На суд Совета выносятся различные городские решения для формирования резолюции и представления ее Совету Парижа, состоящему из избираемых муниципальных советников.

Социалистический рай — социальное жильё и реновация по-французски

Клиши-су-Буа — этот город не входит и вряд ли в ближайшее время будет входить в туристические путеводители, однако интересна эта труднодоступная часть Иль-де-Франс тем, что там реализуется масштабная программа реновации территории. Большинство жителей здесь — мусульмане, 37% населения не имеет гражданства, 37% жителей — молодежь. В 1960-1970-е годы, в эпоху бурного экономического развития Франции, эти люди и их родители приехали из Африки и Азии и были востребованы на многочисленных предприятиях, для них строилось современное по тем временам жилье. Когда люди богатели, они покупали квартиры и частные дома в других местах и уезжали из Клиши-су-Буа, но, после экономического кризиса, рабочих мест здесь не осталось, и в городе осталось только бедное безработное население, которое не в состоянии обеспечить себе более комфортабельные условия.

Этот 30-тысячный городок известен беспорядками 2005 года, начавшимися после того, как погибли двое подростков, пытавшихся сбежать от полицейских. Еще в 2003 году, до этих событий, власти города и страны задумались о необходимости проведения комплексных программ ликвидации неравенства территорий. Было решено соединить Клиши-су-Буа с Парижем новой линией скоростных поездов RER и трамваем с другими частями Большого Парижа, создать культурные центры и социальную инфраструктуру, переселить местное население из высотных многоквартирных домов в новое малоэтажное социальное жилье из экологических материалов. Словом, всё для того, чтобы люди не чувствовали себя маргиналами, жертвами социального неравенства, и, следовательно, не были склонны к терроризму и экстремизму. Проект планируется завершить к 2021 году, его бюджет — 667 миллионов евро.

Подобные программы реновации проводятся в 500 кварталах Франции преимущественно за счет государства и социальных инвесторов. Кроме того, во всех регионах страны должно быть не менее 20% социального жилья для того, чтобы максимально диверсифицировать население разных территорий. Во Франции постоянный дефицит доступного для съема жилья, и владельцев нескольких жилых единиц также стимулируют к сдаче помещений за небольшие деньги. Если частный собственник не хочет сдавать жилье по доступной цене в аренду, он вынужден оплачивать штраф. При этом считается, что арендная плата не должна съедать больше одной трети дохода человека.

Немного другая ситуация произошла в другом городе парижской агломерации – Марн-ла-Валле. Здесь городские власти уже решили сносить не очень удобный для жизни и довольно высотный постмодернистский квартал ради горизонтальной застройки, однако часть местных жителей объединилась в ассоциацию, чтобы сохранить здания, определенно представляющие культурную ценность. И теперь ассоциация добивается ревитализации среды без демонтажа архитектурной достопримечательности территории.

unspecified19

«К тетке, в глушь, в Лимож»

Для изучения «нераскрученного» направления я отправилась в Лимож – город, название которого для французов является синонимом захолустья, куда еще королевская власть ссылала неугодных. На первый взгляд это обычный провинциальный город, при знакомстве с которым не ожидаешь встретить чего-то особенное. Я пошла в центр и увидела только малоэтажные дома, отдельные открытые кафе, одиночных пешеходов, отсутствие уже привычных велодорожек и плавных заездов на тротуары. На следующий день я познакомилась с этим районом поближе и узнала, что гуляла вблизи бывших военных казарм, которые закрыли всего пять лет назад — тогда город лишился 5000 военных и членов их семей, составлявших значительную часть городских жителей.

unspecified6

В Лиможе два исторических центра— округ аббатства и территория вокруг кафедрального собора. Здесь и происходит вся жизнь города – в исторических фахверково-коломбажных домах находятся магазинчики, мастерские, бары, рестораны, в парках на фоне старинных декораций — стен аббатства — выставляются современные скульптуры, между ними на траве устраиваются пикники, паломники шествуют за метками в виде ракушек по пути Сантьяго де Компостелла. В окнах уютно свернулись коты, вечером из таких домов можно услышать звуки бурной вечеринки или храп жильцов. Исторический центр насыщен жизнью. Отдельного упоминания заслуживает и железнодорожный вокзал города — здесь можно бесплатно поиграть в ручной футбол и сыграть на рояле для других пассажиров.

Власти коммун в агломерации Лиможа хотят сделать привлекательными и небольшие городки в транспортной доступности от города — в них строятся новые велодромы, ипподромы, спортзалы, бассейны и аквапарки — всё для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно и не находились в изоляции.

Текст и фото: Виктория АНДРЕЕВА Источник: Путевой навигатор

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть